СТАТЬИ
 
 
comments
 
Уголок Кондора.
 

Scott Manley и Frank Paynter
перевод – С.Тимановский
Оригинал статьи

Уголок Кондора. Зачем?
«Уголок Кондора» создан для того, чтобы поговорить о тех возможностях, которые предоставляет замечательный симулятор Кондор реальным пилотам-планеристам для повышения мастерства, обретения опыта полётов в различных частях света, проверки собственных навыков маршрутных полётов в состязаниях с другими пилотами, поддержки уровня квалификации и значительного повышения качества лётной подготовки. Каждый месяц мы будем представлять небольшую статью об использовании Кондора как тренировочного средства для выполнения виртуальных разрядных нормативов и рекордных попыток, а также онлайновых маршрутных соревновательных полётов. Мы будем чередоваться со Скоттом Манлей, который будет освещать вопросы обучения, а я (Франк Пайнтер) расскажу о маршрутных/соревновательных полётах. Скотт – опытный планерный инструктор, пропагандирующий использование симуляторов для целей обучения. Франк, если использовать максимально точное определение, – абсолютно фанатичный и реально отвязный маршрутчик.
Те из вас, кто уже летает в Кондоре, пожалуйста, чирканите нам об этом пару слов – Скотт и я с удовольствием используем ваш опыт в будущих публикациях. От вашей активности в значительной степени будет зависеть развитие или угасание этой колонки в журнале. Пишите Франку Пайнтеру на адрес paynterf@gmail.com и/или Скотту Манлей на адрес smanley@wisc.edu .

Что такое Condor?
Condor – это, говоря по-простому, на данный момент самый лучший планерный симулятор в мире. Не можете себе позволить покупку ASG-29 или Ventus 2cx за $200 000? Ничего страшного, подходите, не стесняйтесь – вы можете полетать на обоих этих планерах, а также на множестве других, не сходя с места, причём симуляция невероятно реалистичная – вплоть до текстур тканевой обивки кабины. У вас есть начинающий курсант, который дёргается при облёте спутной струи? Вы можете вместе с ним повторить это в Кондоре, сделав при необходимости паузу в действиях для того, чтобы что-нибудь объяснить или посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Вы разочарованы, видя, как курсант закатывает глаза, когда вы в очередной раз напоминаете ему о необходимости чёткой координации в разворотах во избежание кошмара любого пилота – срыва в штопор на четвёртом? Нет проблем, вы можете реалистично продемонстрировать эту ситуацию в Кондоре со всеми подробностями – резкое опускание крыла, испуганный вздох, некоординированный срыв. Не хотите попадать в опасные ситуации из-за того, что курсант ещё не научился следить за шерстинкой? Да-да, опять Кондор! Хотели ли вы когда-нибудь поучиться немного (или много) маршрутным полётам, но не было подходящего планера или достаточной уверенности в своих силах, или поддержки тренером вашего желания уйти на маршрут? Теперь вы можете получить опыт маршрутных полётов в реалистичных условиях практически в любом регионе планеты (это, конечно, небольшое преувеличение – С.Т.), не волнуясь о посадках на площадки и авариях. Хотите проверить ваши навыки маршрутных полётов в сравнении с другими пилотами? Приходите и участвуйте в онлайновых маршрутных полётах, постоянно проводящихся в Кондоре. Однако приготовьтесь к тому, что может быть жарко – в некоторых европейских соревнованиях участвуют сотни пилотов, и там идёт битва не на жизнь, а на смерть. В отличие от таких соревнований полёты в «Monday Night Soaring», проводящиеся в более удобное для американских пилотов время, характеризуются гораздо большим дружелюбием к начинающим пилотам.

Немного истории
Симулятор Кондор разработан Урошом Бергантом (Uro? Bergant) и Грегором Розманом (Gregor Rozman) – словацкими энтузиастами авиации и парящих планерных полётов. Урош начал заниматься этим в 2000 году, используя своё образование в области физики, любовь к парящим полётам и профессиональные умения в области разработки графических программ. Грегор подключился в 2002 году. Кондор впервые увидел свет в 2005 году всего с одной картой в наличии (родной для авторов Словенией) и полудюжиной типов планеров. С тех пор вышло 12 серьёзных обновлений (называемых патчами), имеется все основные типы планеров и разработанные членами сообщества карты практически всех популярных планерных районов мира (а некоторые даже не из этого мира в буквальном смысле слова). На веб-сайте кондора имеется несколько различных форумов, где вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы и поделиться информацией. Более подробную информацию об авторах и программе можно получить здесь: http://www.condorsim.fr/uros_en.htm.

Основные возможности
• Высокоточная физическая модель полёта с 6ю степенями свободы (6DOF)
• Поддерживаются все современные спортивные планеры и несколько планеров клубного класса с точной физикой полёта и точными полярами (также в наличии имеются 2 планера первоначального обучения: ASK-13 и PW-5 – С.Т.)
• Имеются карты высокого разрешения самых популярных парящих районов, включая Европу, Новую Зеландию, Австралию и США
• Высокореалистичное моделирование полёта на буксире и запуска с лебёдки
• Высокореалистичное моделирование жизненного цикла термических потоков. Термики инициируются с поверхности, растут и формируют кучевые облака, достигают зрелости и рассыпаются. Имеется возможность включить указатели потоков, которые делает потоки видимыми вплоть до заданного удаления – очень удобно при первоначальном обучении парению (естественно, эта возможность отключена практически во всех соревновательных полётах)
• Высокореалистичное моделирование полётов в потоках обтекания
• Симулятор изначально разрабатывался как платформа для онлайновых групповых полётов. Пилоты подключаются к онлайновому полёту заходя на сервер, и ближайшие (в симуляторе) планера достоверно и точно отражаются в поле зрения. Пилоты могут физически находиться в любой точке планеты, но виртуально будут находиться в одном воздушном пространстве с синхронизацией всех действий, так что всё происходит в реальном времени. 3х-часовой полёт в Кондоре будет продолжаться 3 часа в реальном времени, поэтому рекомендуется перед началом полёта посетить туалет (в симуляторе имеется примитивный автопилот для тех из нас, у кого соответствующие ёмкости имеют недостаточный объём).

Что нужно для начала полётов в Кондоре
Всё, что вам нужно для начала полётов в Кондоре – это приличный компьютер с нормальным монитором и видеокартой. Нет необходимости в характеристиках «игрового компьютера» – подойдёт практически любой компьютер не старше 3х лет (в принципе вполне годятся и 7-летние компьютеры топовых на тот момент конфигураций – у меня Кондор работает на P4, 3ГГц, 512 МБ RAM, 256 МБ videoRAM – С.Т.). Я использую ноутбук 2х-летнего возраста Dell Precision M6300 с 2ГБ памяти и встроенной видеокартой NVIDIA. Кондор работает только под Microsoft Windows – владельцам Mac’ов нужно иметь компьютер с процессором Intel и операционной системой (например, Leopard, Snow Leopard) с поддержкой Boot-Camp. Кондор не работает под эмуляцией Windows. Я использую Windows XP Pro, но под Vista и Windows 7 Кондор тоже работает нормально. Скотт запускает Кондор на железе Macintosh под Windows. Если вы используете ноутбук, как это делаю я, то настоятельно рекомендуется внешняя мышь. Вам, также, потребуется приличный джойстик и USB-педали (последнее не обязательно, за исключением первоначального обучения – опытные пилоты вполне справляются в режиме автоуправления рулём направления или скручиванием джойстика). Полный и очень подробный документ на эту тему имеется на странице Soaring Magazine сайта SSA.

Маршрутные полёты в Кондоре
От Франка Пайнтера, 'TA'
Опять у меня засада. Просыпался до 300 метров, выскребаюсь в дохлом термике. Площадки, пригодные для посадки, в этой новозеландской долине имеются, но если я сяду, то меня будут дооооооолго отсюда извлекать, и это будет означать конец моим намерениям в этом полёте. Пот течёт градом с моего лица, пульс учащается, я сейчас сражаюсь не только с этим дохлым потоком, но и с начинающейся у меня паникой. Я ДОЛЖЕН оставаться спокойным и сосредоточиться на том, как отсюда выбраться, но моё внутреннее малодушное «я», грозит меня перебороть. Постепенно я выбираюсь из этой задницы, и наконец оказываюсь на высоте, достаточной для продолжения полёта. В конце концов, я даже неплохо финиширую – конечно, не попав в призёры, но всё-таки и не с удручающим меня результатом. Из послеполётного чата с моими соперниками я узнал, что многие сегодня попадали в аналогичную ситуацию, и в результате я не ощущаю себя полным идиотом. Я занял 15е место в сегодняшнем упражнении, что даёт мне 13 место по результатам 3х дней – в общем-то, не так уж и плохо, особенно принимая во внимание, что я здесь один из всего 3х американских пилотов среди 125 участников!
Выбравшись из кабины моего любимого Ventus 2bx, я пошёл на кухню, где взял из холодильника пиво с намерением порадовать мою жену подробным рассказом о выпавших на мою долю героических приключениях. Первые слова моей обычно очень дипломатичной жены были: «Сходил бы ты сначала в душ, вонючка!» Что? Как это я переместился из кабины планера в Новой Зеландии на кухню в Колумбусе, штат Огайо? Ответ прост – я участвовал в 5-дневных соревнованиях Condor Grand Prix, проходящих а Новой Зеландии, соревнуясь с лучшими пилотами со всех концов света, и пока мои мысли и моя душа были в Новой Зеландии, моё тело находилось в сидячем положении перед компьютером в Колумбусе, штат Огайо.
Когда люди задумываются о планерных симуляторах, то первое, что приходит в голову, это что-нибудь типа планеров в Microsoft Flight Simulator – примитивного моделирования некоего абстрактного планера с красивыми облаками над Чикаго или Нью-Йорком. Физическая модель там в лучшем случае посредственная, а модель погоды может только вызвать улыбку. Кондор в этом смысле гораздо ближе к полноценным симуляторам, которые используются авиакомпаниями для тренировки линейных пилотов. На таких «взрослых» симуляторах не редкость, когда пилоты выходят выжатые, как лимон, все в поту, после отработки нескольких нештатных ситуаций. То же самое применимо и к Кондору, с единственным отличием в том, что маршрутный полёт – это одна сплошная «нештатная ситуация», когда пилоту каждую минуту приходится принимать решения. В то время, как «борцы за чистоту нравов» могут утверждать (и утверждают), что полёты в Кондоре – это всего лишь жалкое подобие реальных полётов (привет г-ну Зайцеву – С.Т.), практика доказала, для успешных полётов в Кондоре необходимо полностью использовать многие навыки техники пилотирования и принятия решений, которые используются и в реальных полётах. Кроме того, по информации от современных профессиональных авиационных организаций, лётные навыки и умения, полученные и отработанные в «достаточно хороших» симуляторах, очень эффективно переносятся в реальные ситуации. Кондор – это первая коммерчески доступная программа, «достаточно хорошо» моделирующая все взаимосвязанные аспекты маршрутных полётов (и поверьте мне, маршрутные полёты в Кондоре моделируются гораздо лучше, чем «достаточно хорошо»), которую можно использовать как серьёзное средство для тренировок.
А теперь, когда я (надеюсь) привлёк ваше внимание, в следующих статьях (чередуясь со статьями Скотта Манлей о методах обучения пилотов) мы рассмотрим вопросы, как Кондор может использоваться для развития и поддержания навыков маршрутных полётов, включая полёты на выполнение нормативов и рекорды, обучение маршрутным полётам, и, конечно, участие в соревновательных полётах. Я приложу все силы, чтобы сделать эти статьи информативными и интересными, и постараюсь передать вам свой энтузиазм как по поводу маршрутных полётов в целом, так и по поводу полётов в Кондоре в частности. Я буду признателен тебе, читатель, если ты расскажешь, хорошо ли мне это удаётся, а также расскажешь свои истории из Кондора, т.к. это сделает серию статей более информативной и интересной.

Лётные симуляторы – ключ к повышению качества лётного обучения
Скотт Манлей – CFIG (сертифицированный планерный инструктор)

Я получил степень бакалавра в 1973 году в Висконсинском университете. Во время преподавания высшей математики и информационных технологий в Милуоки я получил лицензию частного пилота ASEL (однодвигательный самолёт, полёты с земли), допуск к полётам по приборам и летом занимался плаванием под парусами. В 1977 году я начал работать в Висконсинском университете – Мэдисонское отделение информационных технологий, где в течение последующих 30 лет обучил более тысячи студентов, как извлекать информацию из компьютерных систем. Я начал заниматься планерными полётами 8 лет назад, с тех пор стал коммерческим планерным пилотом, лётчиком-буксировщиком и планерным лётчиком-инструктором. В прошлом году в свой день рождения (если кто-то захочет послать открытку, то это 9 января) я получил лицензию ASES – однодвигательный самолёт, полёты с воды. (Между прочим, полёты с воды – это примерно такое же удовольствие, как и полёты на планерах.) Резюмируя вышесказанное, я люблю всё, что летает и мне действительно нравится преподавать.
Таким образом, имея большой опыт преподавания, я начал сражаться с реалиями лётного обучения вообще и обучения планерным полётам в частности.
Эти реалии таковы:
1. Самолёт – плохая классная комната – «Худшее место для обучения полётам – это самолёт»
2. Классная комната – плохой самолёт – «Второе худшее место для обучения полётам – на земле»
3. Недостаточные возможности для закрепления знаний на практике – «Планерные полёты слишком короткие, их слишком мало и между ними слишком большие перерывы с точки зрения лётного обучения»
4. Погода никогда не благоприятствует – «Неблагоприятное воздействие на процесс обучения – нет бокового ветра, когда он нужен»
5. Многие важнее ситуации не отрабатываются, и, соответственно, никогда не изучаются – «Вы можете показать последствия срыва в штопор на прямой только один раз»

Этот список на первый взгляд неустранимых проблем привёл меня к необходимости поисков решения. Чтение авиационной литературы и собственный опыт преподавания привели меня к очевидному решению – лётный симулятор. Симуляторы общепризнанны в преподавательской среде как эффективное средство обучения, а в смысле лётного обучения военная авиация и гражданские авиакомпании пришли к этому выводу давным-давно. Лётные симуляторы – высокоэффективное и дешёвое средство обучения пилотов. Вопрос был только в том, смогу ли я найти высококачественный и недорогой планерный симулятор.
Однажды в нашем планерном заведении я упомянул о своих поисках планерного лётного симулятора. 15-летний парнишка, которого зовут Трейс Льюис (который, между прочим, уже сделал серебряный значок и умеет летать не хуже многих из нас) тихо предложил: «Вам нужно попробовать Кондор». Я попробовал, и пропал. Сейчас меня проще всего найти в Отделе Лётного Обучения Института Франка Пайнтера для Абсолютно Фанатичных и Реально Отвязных.

В последующие месяцы вашему вниманию будут предложены мои мысли и опыт применения лётных симуляторов для повышения качества лётного обучения. Я расскажу вам, почему лётные симуляторы – это ответ на вышеизложенные вызовы в лётном обучении. Я открою вам глаза на некоторые возможности проверки теорий на практике. Я поделюсь с вами методиками обучения и образовательными ресурсами на основе симуляторов, которые я наработал. Я подскажу вам некоторые нюансы и хитрости использования возможностей Кондора, которые разработчики не предвидели. И наконец, я расширю образовательную область за границы техники пилотирования, включив туда:
• профессиональное развитие – нормальные операции и аварийные/особые случаи ("это может быть ключевым моментом в существенном снижении количества поломок, а также аварий и катастроф ")
• обучение новым навыкам – полёты в потоках обтекания, полёты в волнах, маршруты, участие в соревнованиях, аэробатика, горные полёты, высококачественные аппараты (шасси, закрылки, водобалласт, навигационные компьютеры)
• пропаганда планерных полётов – распространение информации об этом изумительном виде спорта, симулятор – отличное средство агитации
• удалённое обучение – избавление от рамок времени и пространства – «обучение между реальными полётами, когда курсант и инструктор находятся в любом месте в любое время»
Я воодушевлён возможностью внести свой вклад в эту серию статей в Soaring Magazine и с нетерпением жду обмена интересными историями из мира планерных лётных симуляторов.

comments