—“ј“№»
 
 
comments
 
”голок  ондора, ћай 2010. ¬ чЄм проблема?
 

Scott Manley - CFIG
перевод Ц —.“имановский
ќригинал статьи

“е из вас, с кем мы знакомы лично, знают, что € очень воодушевлЄн (а кто-то даже может сказать фанатею) по поводу потенциальных возможностей применени€ лЄтных симул€торов дл€ целей планерного спорта. ’от€ сейчас дл€ мен€ животрепещущей темой €вл€етс€ первоначальна€ лЄтна€ подготовка, мои интересы здесь гораздо шире Ц поддержание/повышение квалификации пилота, обучение новым навыкам и пропаганда планерного спорта. я профессиональный преподаватель, а все эти темы имеют одно общее свойство Ц образовательную природу. ¬ каждом случае кто-то изучает (или повтор€ет) что-то о полЄтах на планерах.

ƒавайте начнЄм с моей нынешней излюбленной темы Ц первоначального обучени€.

—имул€торы Ц это общепризнанное в преподавательской среде и мощное средство обучени€, а в смысле лЄтного обучени€ военна€ авиаци€, гражданские авиакомпании и профессиональные авиационные учебные организации пришли к этому выводу давным-давно. ЋЄтные симул€торы Ц высокоэффективное и дешЄвое средство подготовки пилотов.

я искренне верю, и это подтверждаетс€ посто€нно растущим опытом, подтверждающим эту идею, что лЄтные симул€торы предостав€т планерному сообществу возможность серьЄзно улучшить лЄтную инструкторскую работу; выпускать более подготовленных планерных пилотов как в смысле лЄтной квалификации, так и в вопросах авиационной безопасности, за меньшее врем€ (по крайней мере в календарных дн€х) и при
тех же, если не меньших финансовых затратах, чем сейчас.

ќднако, если лЄтные симул€торы така€ хороша€ вещь, то почему планерное сообщество не использует этих выгод? ќтвет на этот вопрос, возможно, достоин отдельной статьи в ”голке  ондора, поэтому давайте € пока расскажу, чем мен€ так привлекает это Ђбревно в глазуї (в оригинале Уelephant in the roomФ Ц Ђслон в комнатеї Ц выражение говор€щее и некоей вещи, которую физически невозможно не заметить, но котора€ всеми игнорируетс€ Ц —.“.)

¬ отличие от многих лЄтных инструкторов, € уже был профессиональным и практикующим преподавателем до того, как стал пилотом. я уверен, что в словосочетании ЂлЄтчик-инструкторї главное слово Ц Ђинструкторї. ¬ письменном экзамене на сертификат инструктора любимым разделом дл€ мен€ был раздел Ђќсновы инструктировани€ї. —амой любимой частью практического теста была подготовка плана и проведение зан€ти€. я скорее предпочту обучать кого-то планерным полЄтам, чем летать самому. ¬от такой € странный человек.

“аким образом, именно на основании своего большого преподавательского опыта € осознал и стал сражатьс€ с текущими проблемами лЄтного инструктировани€ в общем и планерного лЄтного инструктировани€ в частности. я обозначу эти проблемы как мои Ђинструкторские вызовыї и они весьма серьЄзны. „тобы полностью оценить мой энтузиазм по поводу применени€ лЄтных симул€торов как ответа на эти вызовы, необходимо глубокое понимание проблемы, и как раз это €вл€етс€ целью данной статьи. ¬ общем, держитесь, начинаем падать в пропасть.

»нструкторский вызов є1: —амолЄт Ц плоха€ классна€ комната

¬озможно, вы слышали высказывание:
Ђ абина самолЄта Ц это худшее место дл€ обучени€ полЄтамї.

’от€ это и может восприниматьс€ как абсурд, однако те, кто обучалс€ или обучал полЄтам, соглас€тс€, что в этой фразе имеетс€ изр€дна€ дол€ истины. — образовательной точки зрени€ самолЄт (планер) во врем€ полЄта Ц достаточно враждебна€ среда дл€ целей обучени€.  ак теоретически, так и нередко практически, это шумно, запутанно, сбивает с толку, неудобно, пугающе и изматывающее, как физически, так и умственно и эмоционально. ≈сли бы мы захотели специально создать более враждебную среду дл€ обучени€, то это было бы сделать достаточно трудно. ј в сочетании с громкими вопл€ми из задней кабины, это вообще полна€ засада.

Ѕудучи инструктором, € нередко ловил себ€ на мысли, что неплохо бы прекратить полЄт, перенестись на надЄжную, комфортную и такую знакомую землю, где можно было бы обсудить в спокойной обстановке, что только что было сделано хорошо, и, что более важно, что было сделано не очень хорошо.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
”ход в развороте на буксире во внешний пеленг с превышением

»нструкторский вызов є2:  лассна€ комната Ц плохой самолЄт

я никогда не чувствовал себ€ как инструктор более неадекватно, чем когда пыталс€ Ђописатьї курсанту, что было не так в крайнем полЄте на буксире, использу€ одну ладонь, чтобы изобразить буксировщик, а другую, чтобы изобразить планер. ѕоток моих слов и энергичные жесты вр€д ли были хорошей заменой реальному практическому опыту.

я ловил себ€ на желании вернутьс€ с курсантом обратно в воздух, чтобы попробовать это на практике, вместо того, того, чтобы объ€сн€ть всЄ только на словах.

ƒл€ мен€ здесь нет ничего удивительного. ќдна из основ инструктировани€ Ц Ђпринцип интенсивностиї Ц гласит, что мы учимс€ гораздо лучше на реальных вещах, чем на заменител€х.

—оответственно, € хочу сформулировать следствие из вышеизложенного »нструкторского вызова є1: Ђ¬торое худшее место дл€ лЄтного обучени€ Ц это земл€ї.

»нструкторский вызов є3: Ќедостаточные возможности дл€ закреплени€ знаний на практике

¬сЄ обучение основано на воспри€тии Ц нашей способности воспринимать информацию при помощи 5 наших чувств. ¬оспри€тие происходит, когда мы взаимодействуем с что-то и усиливаетс€ и расшир€етс€ при повторении данного опыта. ƒл€ получени€ опыта необходимы врем€ и возможности. Ђѕринцип применени€ї объ€сн€ет, что мы лучше всего обучаемс€ тем вещам, которые чаще всего повтор€ютс€, поэтому необходима практика, много практики.

— точки зрени€ лЄтного инструктировани€, полЄты на планере нередко очень короткие и их очень мало дл€ того, чтобы дать возможность курсанту достаточно времени и возможностей практиковатьс€.  роме того, перерывы между ними обычно достаточно велики, чтобы ожидать адекватного сохранени€ полученных навыков.

—лишком короткие:
¬ нашем клубе типичный учебный полЄт на планере продолжаетс€ около 18 минут. “олько небольша€ часть этого времени (давайте щедро положим на это 10 минут) действительно посв€щаетс€ отработке действий, запланированных дл€ изучени€ в данном полЄте. Ёто не так много дл€ того, чтобы показать и объ€снить какое-то действие, не говор€ уже о том, чтобы дать курсанту достаточное врем€ попрактиковатьс€.

—лишком мало:
»ме€ полномочи€ давать допуска, € спал бы гораздо спокойнее, зна€, что кандидат на получение допуска перед получением права на полЄты с пассажирами успешно выполнил пару сотен взлЄтов, заходов на посадку и посадок в самых разнообразных услови€х. ќбычно выполн€етс€ 40-50 таких полЄтов.
я чувствовал бы себ€ гораздо лучше, зна€, что мой курсант успешно отработал 40-50 самоотцепок. ќбычна€ цифра Ц около дюжины.
Ѕыло бы здорово, если бы высока€ квалификаци€ и рассудительность начинающего пилота €вились логическим результатом сотен часов исследований лЄтных характеристик планера во всех возможных ситуаци€х. ¬место этого более веро€тны 20 часов, причЄм основна€ часть Ц совсем не критические/опасные режимы.
ќчень немногие Ђопытныеї пилоты имеют опыт отработки подобных ситуаций, не говор€ уже о свежеиспечЄнных частных планерных пилотах.

ƒлинные перерывы в полЄтах:
Ѕольшинство курсантов летают у нас один день в неделю. ¬ шестидневный промежуток между лЄтными дн€ми никакого обучени€ не происходит. ‘актически многое из того, что изучено в текущий лЄтный день, приходитс€ повторно изучать через неделю. » это ещЄ если полЄты не отмен€тс€ из-за погоды.

»нструкторский вызов є4: ѕогода всегда не та.

Ћадно, возможно это небольшое преувеличение, но с точки зрени€ преподавани€ это происходит достаточно часто. ¬ дополнение к развитию синдрома Ђбери, что есть, или ничего не получишьї, непредсказуема€ и изменчива€ погода оказывает коварный эффект на процесс инструктировани€.
√рамотно претвор€емый в жизнь учебный план использует метод Ђстандартных блоковї, когда каждый новый навык базируетс€ на ранее полученном навыке. ƒл€ эффективности и результативности обучени€ очень важно чтобы навыки получались в правильной последовательности. Ќапример, до тех пор, пока курсант не будет уверенно выдерживать скорость, выполн€ть координированные развороты, контролировать скорость снижени€, нецелесообразно заниматьс€ отработкой захода на посадку.
ќднако нередко задание на лЄтный день определ€етс€ не учебным планом, а погодой. Ќапример, когда приходит врем€ обучени€ полЄтам с боковым ветром, € обычно получаю либо полутораметровый попутник, либо дес€тиметровый строгий боковик.  огда мне нужны спокойные услови€, ветер дует как сумасшедший.  огда мне нужны термики, их в округе не наблюдаетс€.  огда курсант ещЄ не освоил крутые спирали, нам в каждом полЄте встречаютс€ узкие как шило потоки. Ќу, в общем, вы пон€ли. ¬ результате очень часто € начинаю учить не тому что нужно по плану, а тому, что в данный день позвол€ет погода.
ѕогодные и другие внешние услови€ имеют самые разрушительные последстви€ дл€ последовательности зан€тий.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
—рыв в штопор на глиссаде

»нструкторский вызов є5: ћногие важные навыки никогда не отрабатываютс€.

я училс€ летать на планере на аэродроме с двум€ параллельными ¬ѕѕ Ц трав€ной и с покрытием. ¬ одном из первых самосто€тельных полЄтов, когда € подходил к 4му, передо мной неожиданно вошЄл в круг другой планер. я проследовал за ним до посадки на трав€ную ¬ѕѕ, и хот€ мы не столкнулись, но из-за того, что мы были очень близко друг от друга, некоторые люди на земле изр€дно понервничали. Ќа разборе полЄтов мен€ спросили, почему € просто не совершил посадку на свободную твЄрдую полосу. “огда € не знал, что ответить. —ейчас € знаю. я никогда не садилс€ не эту твЄрдую полосу. ¬се посадки выполн€лись только на трав€ную, что € и сделал.
¬сЄ реальное обучение базируетс€ на опыте. ≈сли наши курсанты не имеют опыта попадани€ в какую-то ситуацию, не натренированы, какие действи€ нужно предпринимать, не усвоили это путЄм многократного повторени€, то маловеро€тно, что оказавшись в такой ситуации, они среагируют правильно.
  сожалению, существует множество важных ситуаций, в которые мы наших курсантов никогда не поставим, и поэтому они никогда не получат реальных навыков, как действовать в подобных случа€х. Ёто ситуации, которые либо слишком опасны, либо на них нет условий в месте обучени€. Ќапример:
ћне очень хотелось бы, чтобы все мои курсанты воочию увидели, какой коварный и неизбежный финал последует, если в процессе захода на посадку на малой высоте потер€ть скорость, и свалитьс€ в штопор на высоте 30 метров из-за скольжени€ в 4м развороте (у нас, вообще-то по правилам 4й разворот выполн€етс€ не ниже 100 метров, но и со 100 метров в штопор лучше не сваливатьс€ Ц —.“.). ѕо слухам, это можно продемонстрировать, но только один раз.
ћоим курсантам надо бы выполн€ть в процессе обучени€ пару дес€тков посадок на площадки. Ётого не делаетс€. я думаю, что каждый курсант должен испытать, к какому непри€тному результату приводит попытка дот€нуть с малой высоты до аэродрома. ƒаже и не мечтайте об этом.
ћне хотелось бы, чтобы в ¬исконсине были услови€ дл€ полЄтов в потоках обтекани€. Ќо ледник много тыс€ч лет назад устроил так, что у нас нет такой возможности.   сожалению, максимум, что мы можем сделать, это рассказать нашим курсантам о таких полЄтах и наде€тьс€ на лучшее. ¬ общем, всЄ это совсем не способствует безм€тежности сна лЄтного инструктора.
¬от мы и имеем, что имеем Ц по всей видимости, непреодолимый набор преп€тствий дл€ эффективного и результативного лЄтного инструктировани€. Ќе удивительно ли, что кто-то вообще учитс€ летать на планере? Ќе отчаивайс€, дорогой читатель. ¬ следующем выпуске ”голка  ондора ‘ранк ѕайнтер (TA) в свойственной ему информативной и развлекательной манере расскажет вам о соревновательных полЄтах в  ондоре. ѕосле этого € вернусь и расскажу вам, почему планерный лЄтный симул€тор Ц это решение (и не только) дл€ всех этих раздражающих инструкторских вызовов.


—котт ћанлей (Scott Manley) владеет и периодически летает на планере DG-303. Ќа оборотной стороне его пилотской лицензии написано:  оммерческий пилот: однодвигательный самолЄт, полЄты с земли и воды; полЄты по приборам; планер. ќн живЄт в ћэдисоне, штат ¬исконсин и летает как коммерческий пилот, лЄтный инструктор и лЄтчик-буксировщик в клубе Sylvania Soaring Adventures в Ѕелойте, ¬исконсин.

comments