—“ј“№»
 
 
comments
 
”голок  ондора.  ондор как тренажЄр маршрутных полЄтов
 

Frank Paynter
перевод Ц —.“имановский
ќригинал статьи

ЋЄтные симул€торы не намного моложе, чем сами полЄты. ѕервый управл€емый полЄт с мотором состо€лс€ в 1903 году, а первый промышленный лЄтный симул€тор (знаменитый ЂтренажЄр Ћинкаї) получил широкое распространение в конце 30х годов XX века. —ейчас больша€ часть линейных пилотов обучаетс€ почти исключительно на лЄтных симул€торах, и первый раз садитс€ в кресло реальной пилотской кабины уже в коммерческом рейсе с пассажирами за спиной. ¬¬— —Ўј давно осознали значимость тренировок на симул€торах. ќказываетс€, люди не очень хорошо приспособлены к умственным и психологическим нагрузкам, характерным дл€ высокодинамичной лЄтной обстановки, и пилот достаточно легко может потер€ть контроль над быстро мен€ющейс€ средой, что нередко приводит к катастрофе. ”строить катастрофу в симул€торе Ц это гораздо дешевле, чем в реальном полЄте, и пилот отправл€етс€ обдумывать свою Ђфатальнуюї ошибку за кружкой пива вместо присутстви€ на собственных похоронах.

 акое всЄ это имеет отношение к соревновательным маршрутным полЄтам и лЄтному симул€тору  ондор? Ќа самом деле, хот€ базовые навыки, необходимые дл€ успешных полЄтов по маршрутам, не такие уж и сложные, им очень трудно обучитьс€ и натренироватьс€ ввиду самой природы маршрутных полЄтов. ƒо сегодн€шнего дн€ единственным практическим способом обучени€ маршрутным полЄтам было выполнение маршрутных полЄтов, что означает необходимость наличи€ соответствующего планера, приборов, атмосферы поддержки в клубе, и т.д. ¬ы должны быть почти что фанатиком маршрутных полЄтов, чтобы когда-нибудь впервые отлететь от родного аэродрома. ћожет быть, вам удастс€ напроситьс€ на маршрут с пилотом-маршрутчиком в двухместном планере, или вы можете войти в обслуживающую команду пилота, участвующего в соревновани€х, и таким образом хоть немного прочувствовать то воодушевление и ощущение сделанного дела, которое возникает при возвращении пилотов с маршрута.

я думаю, что мой собственный опыт обучени€ маршрутным полЄтам достаточно типичен (дл€ —Ўј Ц —.“.). я получил свой планерный допуск, и какое-то врем€ летал на клубном планере быстро надоедающие однообразные полЄты в районе аэродрома. ¬ нашем клубе было несколько маршрутных пилотов, которые, похоже, умели делать со своими планерами магические вещи. ќни не только взлетали один раз за весь день, но и возвращались обратно уже в сумерках, привоз€ с собой рассказы о полЄтах на сотни миль без мотора. я вступил в совместное владение LS-3 и смог совершать некоторые (очень) скромные маршрутные полЄты, быстро установив клубный рекорд по количеству посадок вне аэродрома (3) за один день.

¬ конце концов, некоторые маршрутные пилоты сжалились надо мной и протащили за собой по нескольким маршрутам, значительно уменьшив (но не устранив полностью) мою любовь к неправильному выбору потоков, слабым навыкам их обработки и последующим посадкам вне аэродрома. ѕотом € заимел свой собственный планер (LS-4) и решил предстать перед всеми на наших местных региональных соревновани€х Ц реб€та, вот это было обретение опыта! я не только полностью впитывал в себ€ базовые навыки соревновательных полЄтов, но мне также нужно было распредел€ть свою ограниченную мозговую мощность между впитыванием основ и впитыванием навигации и обработки поворотных пунктов! »злишне говорить, что единственной причиной, почему € не завершил эти соревновани€ с последним местом в турнирной таблице, было то, что некоторым участникам пришлось уехать с середины соревнований. ќднако, € был крепко и реально заражЄн соревновательным вирусом, и сейчас € продвинулс€ настолько, что чаще оказываюсь в верхней части турнирной таблицы, чем в нижней. ¬сЄ же, € продвигалс€ вперЄд, продолжа€ делать ошибки (иногда одну и ту же ошибку снова и снова) и плат€ за это полЄтным временем, очками в соревновани€х и как минимум один раз реальной поломкой планера.

„то если был бы способ упражн€тьс€ во всЄм этом дома, с тем чтобы не нужно было обучатьс€ всему этому в пр€мом смысле Ђна летуї? „то если бы можно было сделать серьЄзную ошибку и вместо того, чтобы после этого ждать до следующего сезона, пока не отремонтируют планер, иметь возможность вернутьс€ назад и прин€ть правильное решение или избежать неправильного? „то если у вас есть возможность посоревноватьс€ с более опытными пилотами со всех концов света в реалистичных пар€щих услови€х на планере с реалистичными характеристиками? „то если вы можете попробовать разные комбинации скоростей переходов, установок MC, центровок и количества водобалласта в тех же самых или очень похожих услови€х просто дл€ того, чтобы посмотреть, что из этого получитс€? „то если у вас есть возможность освоить новую навигационную программу в зимний период, чтобы не разгадывать в кабине ребусы со странными диалоговыми окнами и/или экранами?

»так, сейчас способ есть Ц симул€тор  ондор. ѕрактически каждый аспект современных маршрутных полЄтов присутствует в  ондоре с удивительной степенью достоверности Ц от базовых упражнений по центрированию термических потоков до экстремальных международных гонок в горах. —ледующа€ часть данной статьи будет посв€щена обсуждению основ маршрутных полЄтов в общем и центрированию потоков в частности. ¬ следующих стать€х (череду€сь со стать€ми —котта ћанлей о применении  ондора дл€ целей инструктировани€) будут рассмотрены вопросы использовани€  ондора дл€ тренировки более сложных навыков. — этого момента подразумеваетс€, что читатель приобрЄл симул€тор  ондор, как минимум неплохой джойстик, прочЄл статью Ђ ак начать летать в  ондореї на сайте Soaring Magazine (апрельский номер 2010 года) и умеет взлетать, садитьс€, а также обладает достаточными навыками дл€ того, чтобы удержатьс€ в воздухе.

ќсновы маршрутных полЄтов:
Ћюба€ книга о маршрутных полЄтах (такие книги имеютс€ в достаточном количестве) расскажет вам, что навыки, необходимые дл€ успешных маршрутных полЄтов, достаточно просты. ”веренно выполн€йте спирали, держите оптимальную скорость на переходах, останавливайтесь только в лучших потоках и летайте по пр€мым лини€м. ≈сли вы освоите эти вещи, то вы покажете неплохие результаты в типичных соревновани€х на равнине.  онечно, слова Ђосвоите эти вещиї сродни шутке, где турист спросил, как попасть в  арнеги ’олл. ќтвет был Ђрепетировать, репетировать, репетироватьї. ¬ освоении маршрутных навыков нет никакого волшебства Ц всЄ достигаетс€ большим количеством тренировок и посв€щению этому большего времени, чем посв€тил соперник.

÷ентрирование потоков в  ондоре:
„тобы хорошо летать маршруты нужно научитьс€ уверенно и без усилий обрабатывать потоки. я под этим понимаю умение отцентрировать поток за один-два витка спирали, оставатьс€ в €дре потока Ц его самой скороподъЄмной части до тех пор, пока поток не начнЄт заметно слабеть, и выйти из потока чисто и в нужном направлении. ¬ маршрутных полЄтах, как и везде, сказать гораздо проще, чем сделать. ќбычный пилот, летающий только на парение, а не на маршруты, делает несколько витков, чтобы (без особого усерди€) отцентрировать поток, и остаЄтс€ в потоке, пока набор не станет нулевым или не достигнет кромки Ц что раньше произойдЄт.  ондор даЄт возможность отрабатывать навыки центрировани€ потоков столько, сколько захотите.  ондор даЄт возможность сделать потоки видимыми при помощи функции Ђ”казатели потоковї (по умолчанию клавиша УHФ на клавиатуре). ѕотоки в  ондоре очень реалистичны и формируютс€ из многих Ђструйї поднимающегос€ воздуха (обозначаемых поднимающимис€ шарами разного цвета), которые инициируютс€ по отдельности в разных точках поверхности, и затем переплетаютс€ и сливаютс€, формиру€ основное тело потока. “Ємно-красные шары показывают сильную гор€чую восход€щую Ђструюї, а оттенки синего показывают нисход€щие потоки. ≈сли присутствуют кучевые облака, то они формируютс€, зреют и рассыпаютс€ в очень реалистичной манере. Ќа следующей картинке показан пример того, как облака в  ондоре выгл€д€т с земли при включЄнных указател€х потоков. «аметьте, что потоки в  ондоре достаточно сложные по структуре и, как показано, состо€т из множества Ђструйї. „тобы увидеть всю последовательность формировани€, достижени€ зрелости и распада облаков, щЄлкните на сайте SSA ссылку УSoaring MagazineФ (попадЄте сюда: http://ssa.org/myhome.asp?mbr=3026544451 Ц —.“.), выберите номер УJuly 2010Ф и найдите УCondorClouds.zipФ (вот пр€ма€ ссылка: http://www.ssa.org/files/member/CondorClouds.zip Ц —.“.).

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ

 огда € начинал летать в  ондоре, € устанавливал дистанцию видимости указателей потоков на закладке NOTAM 4-6 километров (бќльшие значени€ не имеют смысла) и затем периодически включал и выключал их клавишей УHФ. я делал потоки видимыми, чтобы сравнить силу потоков, отображаемую цветом поднимающихс€ точек, с формой (облака), видом нижней кромки и цветом кучевых облаков над ними по мере приближени€ к потоку. ѕеред входом в поток € выключал указатели потоков и пыталс€ войти в поток и отцентрировать его как можно быстрее. ѕосле того, как € решал, что поток отцентрирован, € оп€ть включал указатели потоков и смотрел в сторону внутренней консоли крыла. ≈сли основна€ Ђстру€ї потока оказывалась напротив консоли, то можно было считать, что поток отцентрирован. ≈сли это было не так, то € пыталс€ пон€ть, что помешало мне правильно отцентрироватьс€. я начинал отсчЄт времени с момента вз€ти€ ручки на себ€ при входе в поток и продолжал тренировки до тех пор, пока не научилс€ центрировать любой поток за один-два витка. —начала € тренировалс€ на красивых сильных потоках, в которых положение €дра было очевидным. ѕосле нескольких сотен раз € был достаточно уверен, что если у потока есть €дро, то € его быстро отцентрирую. ѕотом € стал измен€ть погоду (закладка Ђѕогодаї в планировщике заданий) на всЄ более и более слабую, также задава€ достаточно сильное изменение силы потоков от облака к облаку. Ёто позволило мне научитьс€ грамотно оценивать потоки и принимать правильные решени€ о том, оставатьс€ ли в потоке или идти дальше.

ѕо мнению ƒау якобса (Doug Jacobs Ц 8-кратный чемпион —Ўј, чемпион и двукратный бронзовый призЄр „емпионатов мира в 15-метровом классе, обладатель множества других наград в планерном спорте Ц —.“.) необходимо уметь очень Ђплотної оборачивать поток, выполн€€ один виток спирали за 15 и менее секунд, уверенно контролиру€ скорость и высоту, и при этом не потеть от напр€жени€. ≈сли вы это умеете, то вы способны выкрутитьс€ в любом самом узком потоке (даже в узком рваном термике на высоте 300 метров), и можете вз€ть самый центр более широкого потока. “акие тренировки очень просто организовать в  ондоре Ц просто поместите в поле зрени€ секундомер (или используйте часы на кондорской панели приборов), и попытайтесь сделать это. ≈сли вы сможете сделать это в  ондоре, то сможете и в реальном планере. » наоборот Ц если в  ондоре у вас это не получаетс€, то нет никаких шансов на то, что в реальном планере получитс€. –аботать, работать, работать!!

„тобы выполнить такое упражнение в  ондоре запустите  ондор и зайдите в Ђќдиночный полЄтї. ¬ыберите карту УSloveniaФ (входит в комплект стандартной поставки). Ќа закладке Ђ«аданиеї щЄлкните левой кнопкой мыши на аэродром PTUJ, чтобы задать взлЄт, старт и финиш в одной точке (нужно задать полное задание, но лететь куда-то далеко в задании не об€зательно). Ќа закладке Ђѕогодаї задайте сильные и широкие потоки, а также нормальную активность. ”становите разброс во всех параметрах в Ђ—лабыйї и турбулентность в ЂЌетї. Ќа закладке Ђѕланерї выберите нужный планер (мне нравитс€ V2bx, но у вас могут быть другие предпочтени€). Ќа закладке УNOTAMФ установите видимость указателей потоков в 5 км. «адайте тип старта Ђ¬ воздухеї, если не хотите тратить врем€ на буксировку.

я поместил короткую запись полЄта (файл .rpy), иллюстрирующую такой способ тренировки, вместе с файлом задани€ (.fpl) на страницу Soaring Magazine: http://www.ssa.org/files/member/ThermalEx.zip . ƒл€ просмотра записи скопируйте .rpy файл из архива в папку —:\Program Files\Condor\Replays, запустите  ондор, зайдите в Ђѕросмотр записиї, выберите этот файл и щЄлкните кнопку Ђ—мотретьї (замечание Ц дл€ просмотра, возможно, вам нужно иметь PlanePack1). я также сделал короткое видео такого полЄта, которое можно посмотреть без  ондора: http://www.youtube.com/watch?v=gs61CxgryU8 .

»так, на сегодн€ всЄ. ≈сли у вас есть вопросы или комментарии по поводу этой статьи или упражнени€, то € с удовольствием их выслушаю Ц мыльте мне на адрес paynterf@gmail.com . ¬ следующий раз мы поговорим о некоторых других базовых навыках маршрутных полЄтов Ц выборе потоков и эффективных переходах.

‘ранк ѕайнтер (TA).

comments