—“ј“№»
 
 
comments
 
”голок  ондора. 08/2010. ѕочему лЄтный планерный симул€тор?
 

Scott Manley Ц CFIG
ќригинал статьи

¬ майском выпуске ”голка  ондора € поделилс€ с вами своим списком Ђ»нструкторских вызововї Ц вопросов, которые делают планерное лЄтное инструктирование менее эффективным, менее результативным и менее полным, чем могло бы быть. Ќиже € кратко напомню этот список.

»нструкторские вызовы:
1) ’удшее место дл€ обучени€ полЄтам Ц это кабина самолЄта (планера)
2) ¬торое худшее место обучени€ полЄтам Ц на земле
3) Ќам всем, а особенно пилотам, проход€щим обучение, нужно больше возможностей дл€ практики
4) ѕогода всегда не та (лЄгкое преувеличение)
5) Ќеобходимо расширить и углубить лЄтный опыт, получаемый курсантами, особенно в критических и других опасных и/или нестандартных ситуаци€х.
ЋЄтные симул€торы дают нам возможность ответить на эти вызовы Ц значительно улучшить планерное лЄтное инструктирование; выпускать лучше подготовленных и более безопасных пилотов за меньшее врем€ (по крайней мере, в календарных дн€х) и с меньшими финансовыми затратами, чем мы это делаем сейчас.
»так, позвольте мне начать.

ќтвет на вызовы 1 и 2:
Ћюбое обучение основано на воспри€тии Ц нашей способности воспринимать информацию через наши 5 чувств. ƒостоинство обучени€ в полЄте состоит в том, что это очень богатый ощущени€ми процесс. ќднако вызов при инструктировании в полЄте (инструкторский вызов є1) состоит в том, что при этом Ђслишкомї много всего происходит. — точки зрени€ обучени€, состо€ние курсанта во врем€ полЄта очень часто можно охарактеризовать как Ђперегруженность сенсорной информациейї. ≈сли у вас когда-нибудь были курсанты, которые в полЄте начинали Ђтупитьї, то вполне возможно они были просто перегружены информацией. ќбучение на этом заканчиваетс€.

¬ этом же контексте с обучением на земле всЄ происходит с точностью до наоборот (обратна€ сторона медали в инструктировании), и такое обучение характеризуетс€ отсутствием ощущений. ќтсутствующий взгл€д, который возникает у наших курсантов при очень долгом объ€снении им важных вещей, скорее всего, есть результат недостатка сенсорной информации. ” курсанта задействованы очень немногие, если вообще, хоть какие-то, ощущени€. ‘актически в такой ситуации воспри€тие материала очень слабое, если вообще имеет место быть.

ѕроблема с нынешним подходом к лЄтному инструктированию состоит в том, что он вынуждает нас работать в одном из этих двух крайних состо€ний. –ешением этой дилеммы могла бы стать така€ среда обучени€, котора€ с одной стороны предоставл€ет такое же богатство сенсорной информации, как в реальном полЄте, а с другой стороны обучение происходит в безопасном и удобном дл€ этого месте на земле Ц другими словами, решение, которое сохран€ет достоинства обоих способов, устран€€ при этом их недостатки. Ёто достаточно хорошее описание лЄтных симул€торов.

»так, мы учимс€ через наши органы чувств, однако в полЄте доминируют только два наших чувства. Ќа долю зрени€ приходитс€ 75% всей воспринимаемой информации, а на слух Ц более половины из оставшихс€ 25%. Ќесмотр€ на имеющиес€ ограничени€, симул€ци€ полЄта в  ондоре отлично воздействует на эти два доминирующих чувства.

¬изуализаци€
Ќа первым шаге в процессе обучени€ необходимо, чтобы обучающийс€ пон€л, Ђчтої нужно изучить. ƒл€ воспри€ти€ темы нужно, чтобы у курсанта сформировалс€ чЄткий ментальный Ђобразї цели обучени€. ¬ реальном полЄте мы формируем этот ментальный образ, выполн€€ Ђдемонстрациюї. ћы показывает, они смотр€т.

ЋЄтную симул€цию можно использовать, чтобы внедрить подобные ментальные образы в сознание курсанта. –азница, однако, в том, что лЄтна€ симул€ци€ значительно превосходит реальный полЄт по возможност€м визуализации цели дл€ курсантов. „тобы по€снить свою мысль, давайте € расскажу о возможност€х визуализации в  ондоре.

1) ¬иды
¬ реальном полЄте имеетс€ только одна точка наблюдени€ за окружающим миром Ц из кабины.  ондор тоже даЄт такую возможность, хот€ и с некоторым ограничением пол€ зрени€ (подробнее об этом поговорим в следующем выпуске).
ќднако,  ондор идЄт дальше, предлага€ впечатл€ющие возможности, недоступные в реальной жизни, такие как:
Х ¬нешний вид планера из любой точки вокруг планера
Х ‘иксированные виды из точек сзади, спереди, с консоли крыла и с кил€ планера (можно, также, задать дополнительные виды Ц —.“.)
Х ¬ид планера с земли
Х ¬ид на планер в полЄте с фиксированной точки в пространстве
Х ¬нешний вид буксировщика с любой точки вокруг него
Х ¬озможность приближени€/удалени€ любых видов, описанных выше.
Ёти неверо€тно разнообразные возможности отображени€ помогают сформировать у курсанта ментальное воспри€тие цели обучени€.  урсант может визуализировать процесс поддержани€ скорости, координации в разворотах, контроль снижени€, положение во врем€ буксировки, процесс выравнивани€ при посадке, а также массу других важных лЄтных моментов, и выработать хорошее понимание каждой цели перед тем, как попробовать еЄ в реальном полЄте.

2) ѕауза
 ак лЄтный инструктор (или курсант), вообразите, что в процессе полЄта вы можете просто приостановитьс€, провести спокойное и информативное обсуждение того, что только что происходило, и затем, по мере готовности продолжить полЄт. »менно это вы можете сделать в  ондоре. Ёта функци€ называетс€ Ђѕаузаї. я нередко думал, что если бы у мен€ была возможность делать паузу в реальном полЄте, то мне был бы не нужен лЄтный симул€тор (сейчас € так не считаю).
 роме того, когда вы уже думаете, что симул€тор ничего лучшего вам дать уже не может, оказываетс€, что в состо€нии паузы вы можете использовать все вышеописанные виды. — точки зрени€ инструктировани€ это неверо€тно действенна€ вещь.

3) ¬иртуальна€ реальность
»ногда некоторые утверждают, что в симул€торе вы не можете сделать всего того, что делаете в реальном полЄте. Ёто правда, но есть и контраргумент. ≈сть вещи, которые вы можете сделать только в симул€торе и не можете в реальном полЄте. ¬от мой излюбленный пример:
 огда € делаю презентации по применению  ондора дл€ инструктировани€, € всегда спрашиваю слушающих мен€ реальных пилотов, сколькие из них хотели бы получить возможность видеть потоки. Ѕольшинство из них с энтузиазмом поднимают руки. Ћжецы не поднимают. ‘ранк ѕайнтер в предыдущем номере журнала подробно рассказал об этой возможности  ондора Ц Ђуказател€х потоковї, поэтому € на ней останавливатьс€ не буду. ƒостаточно сказать, что в  ондоре вы можете Ђвидетьї потоки Ц ещЄ один отличный пример, как симул€тор даЄт возможность курсанту визуализировать и, таким образом, пон€ть очень важный момент пар€щих полЄтов.

ƒругие возможности виртуальной реальности включают в себ€:
Х ¬идимые поворотные пункты:
ƒают курсантам возможность визуализации и лучшего понимани€ навигации в маршрутных и соревновательных полЄтах.
Х ¬осстановление высоты
ƒают возможность курсанту при необходимости получить дополнительно 500 метров высоты, увеличива€ продолжительность полЄта.
Х  онсольные дымовые следы
ѕомогают курсанту визуализировать/проследить траекторию полЄта Ц особенно эффективно в визуализации штопора.
Х ¬осстановление планера
ƒаЄт курсанту возможность восстановить целостность планера, разрушенного большими перегрузками или при столкновении в воздухе.

4) ƒругие при€тные вещи
Х ¬ солнечную погоду вы можете увидеть тень планера и тени облаков, движущиес€ по поверхности земли (движение теней облаков увидеть трудно ввиду низкой скорости движени€ Ц —.“.)
Х ќтблески на фонаре кабины измен€ютс€ при изменении направлени€ полЄта.
Х ” вас темнеет в глазах при сильных положительных перегрузках и краснеет при сильных отрицательных Ц конечно, если вы не довели перегрузку до разрушающей и у планера не начали отваливатьс€ детали.

«вук
—ледующим за зрением в области воспри€ти€ стоит слух. ¬  ондоре реализован отличный объЄмный звук. Ќапример:
Х ¬ процессе выруливани€ буксировщика на ¬ѕѕ вы слышите, что он перемещаетс€ справа налево в вашем поле зрени€.
Х «вук воздушного потока мен€етс€ вместе со скоростью, а также при скольжении и буксировке
Х »нтерцепторы Ђбумкаютї при сходе с/заходе в фиксированное убранное положение
Х ¬ы слышите движение т€г органов управлени€ при выполнении предполЄтной проверки
Х  рыль€ скрип€т при создании большой положительной перегрузки
Х ѕланер издаЄт чертовски пугающий звук, если вы его разбиваете или сталкиваетесь с чем-то
Х «вук флаттера элеронов такой, что его трудно забыть
Х  олесо издаЄт характерный звук, когда вы катитесь по поверхности
Х ¬ы слышите, как работает система уборки-выпуска шасси
—писок можно продолжать долго Ц просто великолепные возможности дл€ программы, стоимостью $60 (у нас - $5 ;) Ц —.“.).

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
¬изуализаци€ облЄта спутной струи

ѕроцедурные тренировки
 огда у курсанта сформировалось хорошее понимание (ментальный образ) того, Ђчтої нужно сделать, следующий шаг Ц научитьс€ Ђкакї это сделать. ¬ дополнение к обучению всем необходимым лЄтным манЄврам  ондор можно использовать дл€ закреплени€ сопутствующих процедур Ц предполЄтной проверки, предпосадочной проверки, ведени€ осмотрительности (ведени€ радиообмена тоже Ц —.“.).
¬  ондоре прекрасна€ физическа€ модель полЄта, планер ведЄт себ€ точно так же, как и в реале. ѕрисутствуют все нюансы поведени€, такие как обратное рыскание, предштопорна€ тр€ска, тенденци€ к увеличению крена, спутна€ стру€ за буксировщиком, эффекты бокового ветра (снос, флюгерный эффект) и реалистичные звуковые эффекты.
¬ы можете легко подготовить курсанта до уровн€ стандартов PTS (стандарты практического экзамена Ц http://www.faa.gov/training_testing/tes ... standards/ - —.“.) и даже лучше, перед тем, как начать выполнение всех процедур и лЄтных манЄвров в реальном полЄте.

¬озможность практиковатьс€ (¬ызов є3)
 огда курсанты уже знают, Ђчтої делать и Ђкакї делать, им нужно врем€ и возможность отработать это на практике. ѕрактика позвол€ет студентам усвоить изученный материал, сделать его частью своего Ђ€ї, развива€ навыки и придава€ уверенность в своих силах. ћногократное повторение Ц ключ к успеху.   сожалению, реальный полЄт на планере редко предоставл€ет курсантам достаточное врем€ и возможности дл€ шлифовки вновь приобретЄнных навыков. ¬ то же врем€ лЄтный симул€тор даЄт возможность отрабатывать нужные навыки при необходимости часами. ¬место выполнени€ одного или двух заходов на посадку в выходной день и последующего 6-дневного бездействи€, курсант перед следующим учебным полЄтом может продумать и выполнить 50-60 заходов и посадок в симул€торе, заданных ему в качестве домашнего задани€.
ћы обучаемс€ дела€. ЋЄтный симул€тор позвол€ет нам Ђделатьї больше, и это, возможно, его наилучшее качество.

”правление внешней средой (¬ызов є4)
 ак € уже отмечал в майском номере, учебна€ задача на лЄтный день нередко определ€етс€ погодой. ¬ конце концов, вы обучаете тому, что позвол€ет погода, а не тому, что требуетс€ по программе.
ј вот в мире симул€торов у вас есть полный контроль над погодой.  ондор позвол€ет задать следующие параметры погоды:
Х —корость ветра и еЄ изменение (порывы)
Х Ќаправление ветра и его изменение
Х ”ровень общей турбулентности атмосферы
Х ¬ысоту нижней кромки облаков (использу€ простой и элегантный графический интерфейс, показывающий пересечение линий температуры воздуха и точки росы с увеличением высоты)
Х ¬ысоту инверсии (высота инверсии ниже точки пересечени€ линий температуры и точки росы = голубой день)
Х —илу потоков и еЄ разброс
Х Ўирину потоков и еЄ разброс
Х јктивность потоков (частота образовани€)
Х “урбулентность потоков

ќп€ть же, с точки зрени€ инструктировани€ это просто бомба. ѕосле определени€ учебной задачи вы просто создаЄте идеальные метеорологические услови€ дл€ обучени€ по этой задаче.
≈сли управлени€ погодой недостаточно, то  ондор позвол€ет задать и другие параметры внешней среды:
Х ¬ыбор местности
Ќа карте, поставл€ющейс€ вместе с  ондором, имеютс€ равнинные, холмистые и гористые участки. »меютс€ возможности дл€ выполнени€ полЄтов в термических потоках, потоках обтекани€ и волновых потоках. –авнинные участки обеспечивают ровный горизонт, что важно при первоначальном обучении.
Х —пособ запуска
ѕоддерживаетс€ взлЄт на буксире и старт с лебЄдки. ѕолЄт на буксире очень реалистичен, включа€ даже турбулентность в спутной струе. Ќа заданной высоте буксировщик даЄт сигнал на отцепку.
¬  ондоре, также, возможен старт в воздухе. ¬ы просто начинаете полЄт на заданной высоте над аэродромом Ц этакий идеальный самозапуск.
Х ѕокрытие ¬ѕѕ
»меютс€ аэродромы с грунтовой полосой, твЄрдой полосой, а также с двум€ параллельными полосами обоих типов.
Х “ип планера
¬ зависимости от целей обучени€ можно выбрать следующие типы планеров:
o ”чебный класс: ASK-13 дл€ первоначального обучени€
o —тандартный класс: например, ASW-28 дл€ первоначального маршрутного обучени€
o 15-метровый класс: например, ASW-27 как более сложный аппарат и дл€ соревнований
o ѕланеры 18-метрового и открытого классов
o јэробатика Ц MDM-1 Fox

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
—лишком низкий первый разворот Ц что теперь?

ƒополнительный лЄтный опыт (¬ызов є5)
ЋЄтные симул€торы позвол€ют нам существенно расширить и углубить получаемый курсантами лЄтный опыт Ц очень выразительно поставить их в ситуации, с которыми они в реальных полЄтах сталкиваютс€ очень редко или не сталкиваютс€ вообще. ћногие из этих ситуаций либо слишком опасные, чтобы отрабатывать их в реальных полЄтах, либо дл€ них просто нет условий на данном аэродроме. Ёто такие ситуации, как:
Х –аспознавание сваливани€ и вывод из него (особенно на малой высоте, на 4м развороте)
Х ѕолЄты в потоках обтекани€
Х ѕолЄты в волновых потоках
Х —амоотцепки
Х ¬ыпаривание в потоке с другими планерами
Х ѕосадки с попутным и сильным боковым ветром
Х ƒот€гивание до аэродрома

√лубина получаемого опыта приходит с повторением в различных вариаци€х Ц многократно распознава€ ту или иную ситуацию, определ€€ варианты действий, принима€ решение, выполн€€ избранный план действий и оценива€ результат.

—вобода от ограничений по пространству и времени
Ќынешний способ инструктировани€ серьЄзно лимитирует нас в том, что мы можем выполнить, име€ пару часов на курсанта за один выходной день на аэродроме с небольшим количеством учебных планеров, небольшим числом инструкторов, с одним (а если повезЄт, то с двум€) буксировщиком. » это если ещЄ не подведЄт погода.

ЋЄтный симул€тор снимает эти ограничени€.  урсанты теперь могут проводить столько времени, сколько сами смогут выделить, на овладение навыками в любом месте, где можно запустить  ондор. ƒл€ них всегда есть свободный планер, буксировщик всегда ждЄт только их, погода всегда така€, котора€ должна быть по мнению инструктора.

ћоим первым курсантом в  ондоре был 39-летний программист, которого зовут √рег ‘улмер. я проводил с √регом двухчасовые планерные лЄтные тренировки по утрам вторников по телефону, одновременно запуска€  ондор, он Ц в Ѕостоне, штат ћассачусетс, а € в ћэдисоне, штат ¬исконсин. ѕримерно через год такого Ђкибер-инструктировани€ї √рег прилетел в ¬исконсин, где мы за два дн€ выполнили дев€ть реальных полЄтов на планере дл€ того, чтобы проверить, как такое инструктирование при помощи симул€тора покажет себ€ в реальных полЄтах. ѕредыдущий лЄтный опыт √рега состо€л из двух демонстрационных полЄтов на планере, выполненных 3 года назад. ¬торой полЄт (после обучени€ Ц —.“.) на SGS-233A он выполнил полностью самосто€тельно. ¬ последующих полЄтах он продемонстрировал блест€щее владение планером. ѕри наличии у него курсантского сертификата € бы серьЄзно рассмотрел возможность выпустить его самосто€тельно.

Ќа этом € сегодн€ закончу.

¬ следующий раз
¬ следующем выпуске ”голка  ондора, посв€щЄнном инструктированию, мы посмотрим, как найти место дл€ лЄтных симул€торов в общей программе планерной лЄтной подготовки. ј пока присылайте свои ваши мысли и предложени€. smanley@wisc.edu

—котт ћанлей (Scott Manley) владеет и периодически летает на планере DG-303. Ќа оборотной стороне его пилотской лицензии написано:  оммерческий пилот: однодвигательный самолЄт, полЄты с земли и воды; полЄты по приборам; планер. ќн живЄт в ћэдисоне, штат ¬исконсин и летает как коммерческий пилот, лЄтный инструктор и лЄтчик-буксировщик в клубе Sylvania Soaring Adventures в Ѕелойте, ¬исконсин.

comments