—“ј“№»
 
 
comments
 
”голок  ондора. ЋЄтный планерный симул€тор и учебный процесс.
 

Scott Manley Ц CFIG
ќригинал статьи

¬ майском выпуске ”голка  ондора € поделилс€ с вами, как мой список Ђинструкторских вызововї побудил мен€ начать поиск лучшего из имеющихс€ лЄтных планерных симул€торов. ¬ августовском номере € рассказал о многочисленных возможност€х  ондора, а также о том, как эти возможности отвечают моим инструкторским вызовам.

¬ этом выпуске € хочу подробнее остановитьс€ на том, как встроить симул€цию в план лЄтной планерной подготовки. я познакомлю вас ещЄ с некоторыми возможност€ми  ондора и расскажу, как € использую эти возможности дл€ улучшени€ процесса преподавани€/обучени€ в целом.
Ќесмотр€ на то, что эта стать€ адресована в основном инструкторам по лЄтному обучению, любому, кто когда-либо проходил обучение, будет полезно увидеть процесс обучени€ с противоположной стороны.
«амечание: элементы, выделенные наклонным шрифтом, €вл€ютс€ специфическими дл€  ондора.

ѕроцесс обучени€.
≈сли вы никогда не обучались профессиональному преподаванию, то вы можете быть не знакомы с Ђќсновами преподавани€ї. Ёто раздел психологии обучени€, рассказывающий о том, как люди обучаютс€ и как один человек может научить другого чему-то новому. ѕо моему мнению, лЄтное инструктирование Ц это не столько знание о том, как летать, сколько знание как обучать. ƒл€ того чтобы задать общее направление и контекст данной статьи, ниже приведЄн краткий обзор процесса обучени€.
Х ѕодготовка
¬ процессе подготовки к проведению зан€ти€ инструктор сводит воедино план зан€ти€ по программе, который определ€ет темы, которые должны быть рассмотрены, и намечает цели, которые должны быть достигнуты. «атем он решает, как лучше всего преподнести учебный материал, получает или готовит презентационные материалы, и разрабатывает и репетирует представление учебного материала.
Х ѕредставление
Ќа этапе представлени€ при индивидуальном лЄтном инструктировании чаще всего примен€ютс€ такие методы, как лекци€ и демонстрационный компонент метода Ђпоказать/выполнитьї. Ќа этом этапе курсанту объ€сн€етс€ Ђчтої, Ђзачемї, Ђкогдаї и Ђкакї будет происходить в предсто€щий лЄтный день.
Х ѕрименение
Ќа этапе применени€ курсанту даЄтс€ врем€ и возможность дл€ применени€ на практике того, что он изучил. Ёто активный практический этап.  урсант Ђпримен€етї свои знани€ и отрабатывает вновь полученные навыки.
Х –азбор и оценка.
Ќаконец, в конце каждого зан€ти€ выполн€етс€ оценка выполнени€ курсантом запланированных задач и степени достижени€ заданных целей. “щательно отмечаютс€ ошибки и недостатки и намечаютс€ действи€ дл€ их исправлени€.

ѕрименение лЄтной симул€ции
ѕеред переходом конкретным детал€м, давайте посмотрим, как € встраиваю лЄтную симул€цию в свой процесс преподавани€.  ак инструктор, €
1. использую симул€цию дл€ подготовки к проведению зан€ти€, подготовки презентационных материалов и дл€ репетиции проведени€ зан€ти€.
2. использую симул€цию дл€ представлени€ курсанту нового материала
3. использую симул€цию дл€ того, чтобы показать, как выполн€ть лЄтные манЄвры
4. даю курсанту задание выполнить лЄтные манЄвры в симул€торе
5. использую симул€тор дл€ записи полЄта курсанта, просмотра этой записи и критического разбора выполненных манЄвров. «атем при необходимости повтор€ю шаги 3 и 4.
6. даю курсанту задание отработать новые навыки в симул€торе перед реальным учебным полЄтом
7. даю курсанту задание потренировать вновь приобретЄнные навыки дома после учебных полЄтов перед следующим лЄтным днЄм.

ѕодготовка
ѕредположим, задача на текущий лЄтный день Ц обучение подходу и заходу на посадку.

ћо€ перва€ заповедь инструктировани€ состоит в том, что ты не можешь обучать чему-то, чего не знаешь сам. Ќа самом деле € уверен, что ты никогда не можешь пон€ть что-то лучше, чем тогда, когда тебе нужно научить этому кого-то другого. ѕоэтому дл€ мен€ подготовка к проведению зан€ти€ Ц это в значительной степени процесс тщательного повторного изучени€ требуемой темы.

“аким образом, первый шаг в моей подготовке Ц это сесть за симул€тор и самому выполнить задание на лЄтный день с требуемым уровнем качества. ¬ этом случае мне нужно выполнить стандартный подход и заход на посадку в заданных услови€х, в диапазоне скоростей, определ€емым этими услови€ми, выполн€€ координированные манипул€ции органами управлени€ и контролируемое снижение в заданную точку. «вучит просто, не правда ли?

ћне, как инструктору, выполнение задачи лЄтного дн€ с требуемым качеством даЄт следующее:
Х Ёто напоминает мне все те моменты, которые нужно показать и объ€снить курсанту в процессе зан€ти€. я добавл€ю соответствующие заметки в план зан€ти€.
Х Ёто заставл€ет мен€ обдумать и выбрать те возможности симул€тора, которые помогут курсанту лучше всего визуализировать задачу на лЄтный день; в данном случае Ц как выполн€ть подход и заход на посадку.
Х Ёто даЄт мне возможность отработать и отшлифовать свою презентацию.

„ем лучше € подготовлен к зан€тию как инструктор, тем эффективнее и результативнее будет проходить обучение дл€ курсанта.

ѕрименительно к  ондору:
1. я выбираю ќдиночный полЄт в главном меню  ондора. Ёто приводит мен€ в ѕланировщик заданий, где € задаю идеальные услови€ дл€ выполнени€ задани€, включа€:
Х «адание Ц аэропорт взлЄта, местность, поворотные пункты, врем€ года, врем€ суток, и т.д.
Х ѕогода Ц скорость и направление ветра, базу облаков, турбулентность, и т.д.
Х ѕланер Ц дл€ первоначального обучени€ ASK-13
Х NOTAM Ц полный набор дополнительных параметров, таких как метод взлЄта, разрешение восстановлени€ высоты и т.д.

я сохран€ю полный набор параметров дл€ данного зан€ти€ как ѕолЄтное задание (.fpl) и даю ему содержательное им€, например Ђѕодход и заход на посадкуї. ¬ следующий раз, когда мне нужно провести зан€тие на эту тему, € просто загружаю этот полЄтное задание дл€ быстрого и простого восстановлени€ полной среды дл€ данного зан€ти€.

2. я летаю это задание до тех пор, пока не получу образцово выполненный полЄт, который удовлетвор€ет требуемому уровню качества, и после этого € готов к следующему этапу Ц представлению.

3. ѕосле выхода из ќдиночного полЄта € сохран€ю «апись этого лучшего полЄта (файл .rpy). ‘айл «аписи полЄта Ц это примерно то же, что и видеозапись, но его можно просмотреть только в  ондоре (на самом деле воспроизведение в  ондоре даЄт дополнительные возможности, отсутствующие в видеозаписи Ц —.“.). я называю файл «аписи полЄта Ђѕодход и заход на посадкуї, чтобы можно было объединить его с другими ресурсами, относ€щимис€ к данному зан€тию.

—оздава€ файлы «аписи полЄта, € со временем наработал достаточно обширную библиотеку таких «аписей. я использую сохранЄнные записи полЄтов дл€ различных целей, о которых € расскажу в этом и последующих выпусках ”голка  ондора. Ѕиблиотека записей Ц практически бесценный ресурс.

4. ¬ зависимости от предмета зан€ти€ € могу, также, сохранить один или несколько треков полЄта (файлы .ftr). “рек полЄта в  ондоре очень похож на файл IGC, и позвол€ет проанализировать полЄт в разделе јнализ полЄта в  ондоре. (Ќа самом деле  ондор позвол€ет сохранить и IGC тоже, и тогда можно анализировать полЄт любыми программами, которые работают с IGC Ц —.“.)
Ќапример, при недавней подготовке к зан€тию по вли€нию бокового ветра на подход и заход на посадку, € записал несколько треков полЄта, каждый из которых показывает фактическую траекторию при разных величинах курса коррекции сноса.

≈сли вам кажетс€, что така€ подготовка занимает много времени, то да, вы правы. ѕо моему профессиональному преподавательскому опыту первоначальна€ подготовка к зан€тию занимает в 4-8 раз больше времени, чем врем€ проведени€ самого зан€ти€. Ёто плоха€ новость. Ќо хороша€ новость заключаетс€ в том, что первоначальна€ подготовка делаетс€ только один раз.  огда у вас уже имеетс€ набор материалов дл€ проведени€ зан€тий (планов зан€тий, записей полЄтов, полЄтных заданий, треков полЄтов), то в следующий раз вам потребуетс€ гораздо меньше времени на подготовку к проведению зан€ти€ по данной конкретной теме.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
¬изуализаци€ подхода и захода на посадку

ѕредставление.
„асть 1 Ц формирование понимани€.
 ак € отмечал выше, задача этапа представлени€ в преподавании заключаетс€ в том, чтобы сформировать в уме курсанта понимание целей и задач зан€ти€. “.к. 75% информации при обучении мы воспринимаем через зрение, то разумно предположить, что наиболее эффективное представление Ц это наиболее визуализированное. ≈сли к этому добавить аудиоэффекты, то эффективность ещЄ повыситс€. «айдите в функцию Ђѕросмотр записиї в  ондоре.

Ќа этапе подготовке к этому зан€тию € выполнил в одиночном полЄте подход и заход на посадку и сохранил запись полЄта Ц фактически  ондорское видео моего полЄта. ќсновной целью записи моего полЄта было создание очень нагл€дного визуального учебного пособи€ дл€ использовани€ на этапе представлени€ при проведении зан€ти€. ≈сли вы когда-нибудь смотрели учебный DVD из SportyТs Pilot Shop лЄтной школы King Flight Schools, то вы понимаете, насколько эффективен такой метод представлени€.

ѕрименительно к  ондору:
1. я захожу в ѕросмотр записи из главного меню  ондора и выбираю из списка файл Ђѕодход и заход на посадкуї.  ондор загружает файл и начинает его воспроизведение. ¬ процессе просмотра записи € объ€сн€ю курсанту важные моменты (что, зачем, когда) выполнени€ стандартного подхода и захода. Ќеожиданно Ђназемна€ школаї становитс€ более интересной, чем обычно. ѕрогресс, однако.

2.  ак на любом современном устройстве воспроизведени€, у мен€ есть практически полный контроль над воспроизведением записи в  ондоре, включа€ ѕаузу (клавиша УPФ) и возможность Ђперемоткиї при помощи перемещени€ мышью движка по шкале. “еперь € могу позволить себе такую роскошь, как остановить действие, обсудить необходимые моменты или вернутьс€ назад и повторить последовательность событий. —итуаци€ становитс€ ещЄ лучше.

3.  лавиша F9 выключает/включает свободные виды при просмотре записи. ѕо умолчанию свободные виды выключены, т.е. при воспроизведении вы видите на экране то, что было видно в процессе записи. „то логично. ¬ обычном режиме ѕросмотр записи в  ондоре аналогичен просмотру обычной видеозаписи.

ќднако, файл «аписи полЄта Ц это не видео файл. Ёто файл параметров полЄта, что даЄт возможность просмотреть полЄт с любого вида, который есть в  ондоре. ≈сли включить свободные виды, то при просмотре записи можно в любой момент переключитьс€ на любой из видов (включа€ приближение-удаление), доступных в  ондоре в обычном полЄте.
Ёто такие виды, как:
Х F1 Ц вид из кабины (единственно возможный в реальных полЄтах)
Х F2 Ц внешний вид из любой точки вокруг планера (не совсем из любой Ц не далее некоторой максимальной дистанции Ц —.“.)
Х F3 Ц виды с фиксированных ракурсов (циклически переключаютс€)
- 3.1 Ц в хвост планеру
- 3.2 Ц с носа планера
- 3.3 Ц с правой консоли на фюзел€ж
- 3.4 Ц с кил€ вперЄд по оси планера
(можно изменить/добавить свои виды в F3 Ц —.“.)
Х F4 Ц вид с ¬ѕѕ на планер
Х F5 Ц внешний вид из любой точки вокруг буксировщика (тоже не далее некоторой максимальной дистанции Ц —.“.)
Х F6 Ц вид на планер из фиксированной точки в пространстве (точка устанавливаетс€ на некотором рассто€нии в направлении вектора линейной скорости планера в момент нажати€ клавиши F6 Ц —.“.)

— точки зрени€ преподавани€ Ц это просто бомба.

ѕредставление
„асть II - демонстраци€
“еперь, когда у курсанта есть €сное понимание того, что представл€ет собой стандартный подход и заход на посадку, и хорошее представление о том, как это выгл€дит в полЄте, настало врем€ показать ему Ђкакї это делаетс€.

¬ этом месте в обычной ситуации у мен€ нет другого выбора, кроме как сесть в реальный планер и выполнить реальный полЄт. ѕо причинам, изложенным выше в этой статье, а также в других моих стать€х в ”голке  ондора, € предпочитаю продемонстрировать это в симул€торе.

ѕрименительно к  ондору:
1. » главного меню  ондора € захожу в ќдиночный полЄт. «десь € попадаю в ѕланировщик заданий, где € создаю среду дл€ сегодн€шнего полЄта простой загрузкой файла полЄтного задани€ Ђѕодход и заход на посадкуї, который € подготовил на этапе подготовки. ¬ этом конкретном задании € использую старт в воздухе на высоте 600 м над аэродромом, т.е. мы без задержки приступаем к предмету зан€ти€.

2.  огда € создавал файл этого полЄтного задани€, € использовал закладку «адание дл€ того, чтобы задать специальные Ђповоротные пунктыї типа ќкно, и разместил их в ключевых точках подхода и захода на посадку Ц начальна€ точка, поворот в сторону 3го разворота, 3й разворот, 4й разворот, точка посадки. Ёти Ђповоротные пунктыї великолепно визуализируют дл€ курсанта траекторию подхода и снижени€. я акцентирую внимание курсанта на том, что эти точки Ђповоротных пунктовї не прив€заны жЄстко к точке посадки, а могут измен€ть своЄ положение в зависимости от внешних условий. Ёти окна можно включать и выключать (т.е. делать видимыми и невидимыми). »де€ состоит в том, чтобы постепенно оторвать курсанта от окон и перейти к ситуации Ђправильного визировани€ї ( науфф) Ц (в оригинале Уthat looks about rightФ; “омас  науфф, 1938 г.р., —Ўј Ц лЄтчик-планерист, инструктор, инспектор, член планерного «ала —лавы —Ўј, установил более 50 национальных рекордов, его рекордный 1646-километровый полЄт в 1983 году в заданный пункт с возвращением не был побит в течение 20 лет, и т.д. и т.п. Ц —.“.)

3. ѕри выполнении полЄта € демонстрирую курсанту необходимые эволюции и соответствующие действи€ органами управлени€ точно так же, как в реальном полЄте. Ќо в отличие от реального полЄта у мен€ есть возможность нажать ѕаузу, объ€снить, что € делаю и почему, а также показать текущее положение с любого ракурса, имеющегос€ в  ондоре.
ƒемонстраци€ может продолжатьс€ по времени столько, сколько нужно, и может повтор€тьс€ до тех пор, пока курсант не Ђсхватитї ситуацию и не будет готов Ђвз€ть управлениеї.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
ƒемонстраци€ скольжени€

ѕрименение
„асть I Ц отработка процедур
 ондор Ц отличное средство дл€ отработки процедур. ¬ дополнение возможности обучени€ лЄтным манЄврам, € использую  ондор дл€ закреплени€ сопутствующих процедур Ц предполЄтный осмотр, предполЄтна€ подготовка, ведение осмотрительности (ведение радиообмена тоже Ц —.“.).

¬  ондоре прекрасна€ физическа€ модель полЄта, планер ведЄт себ€ точно так же, как и в реале. ѕрисутствуют все нюансы поведени€, такие как обратное рыскание, предштопорна€ тр€ска, тенденци€ к увеличению крена, спутна€ стру€ за буксировщиком и эффекты бокового ветра (снос, флюгерный эффект). «вуковые эффекты точные, реалистичные, и воспроизвод€тс€ в стереозвучании.

  этому моменту у курсанта есть чЄткий мысленный образ, как выполн€ть подход и заход, а также €сное представление о сопутствующих процедурах и манипул€ци€х органами управлени€. ЌастаЄт врем€ перейти к практике, соединить механику полЄта с теорией, совместить материальное с мысленным и визуальным.

ѕрименительно к  ондору:
1. я всегда требую, чтобы в дополнение к джойстику, управл€ющему креном и тангажом, у курсанта были педали дл€ управлени€ курсом (а не что-нибудь типа Ђскручивани€ джойстикаї).  урсант должен физически прочувствовать одновременные движени€ рук и ног при отработке координированных эволюций в полЄте. Ёти движени€ должны стать частью его моторной пам€ти. »менно так, в конце концов, управл€етс€ реальный планер.

2.  урсант садитс€ за органы управлени€ симул€тором, мы запускаем ѕолЄтное задание с начала, и снова проходим с моими объ€снени€ми через все полЄтные эволюции этого зан€ти€. » снова мы может остановить полЄт в любой момент и обсудить происход€щее. Ёто позвол€ет мне быстро исправл€ть любые ошибки курсанта в технике пилотировани€, процедурах или понимании происход€щего.

3. ¬ любой момент € могу завершить ќдиночный полЄт курсанта и сохранить его запись. «атем € использую режим ѕросмотр записи дл€ разбора полЄта и критической оценки действий курсанта.

ѕо мере приобретени€ курсантом навыков € всЄ меньше объ€сн€ю и даю ему больше возможностей самому мыслить и принимать решени€. ¬ какой-то момент становитс€ пон€тно, что курсант не только Ђпон€л этої, но и может Ђсделать этої.

‘аза применени€ завершена.

“еперь, когда мой курсант ментально, визуально и физически соответствует стандарту PTS (стандарты практического экзамена Ц http://www.faa.gov/training_testing/tes ... standards/ - —.“.), настало врем€ практики.

ѕрименение.
„асть II Ц ѕрактика
 ак € уже отмечал в статье в августовском номере 2010 г. (Ђѕочему лЄтный планерный симул€торї - —.“.), симул€ци€ даЄт курсанту достаточное врем€ и возможность отработать то, чему его учили. Ёто, возможно, самое ценное качество симул€ции дл€ лЄтного планерного обучени€.

ѕосле использовани€ симул€тора дл€ подготовки к зан€тию, проведени€ зан€ти€, демонстрации целей, которые нужно достичь по результатам зан€ти€, предоставлени€ курсанту возможности попробовать достичь этих целей, просмотра и оценки исполнени€, € даю ему задание попрактиковатьс€ самосто€тельно в течение недели на домашнем компьютере. Ёто примерно то же самое, что выпуск в самосто€тельный полЄт, по крайнеЄ мере применительно к пройденному зан€тию. ¬ дополнение к развитию требуемых навыков, курсант должен самосто€тельно достичь целей данного задани€. ќн должен сам мыслить, сам принимать решени€ и сам разруливать последстви€ прин€тых решений. ќн учитс€ быть командиром воздушного судна.

ѕрименительно к  ондору:
1. я даю курсанту файл ѕолЄтного задани€ дл€ использовани€ на домашнем компьютере, где установлен  ондор.

2.  урсант выполн€ет полЄты по этому заданию на домашнем компьютере Ц это дес€тки и более подходов и заходов на посадку.

3. ¬ случае возникновени€ проблем или вопросов € прошу курсанта сохранить «апись полЄта и отправить его мне по е-мейлу.

4. я просматриваю присланную запись на своЄм компьютере в режиме ѕросмотр записи и потом по телефону или е-мейлу комментирую полЄт и даю свои рекомендации по исправлению замеченных недостатков (это реально чертовски эффективно Ц проверено лично, особенно если вместе с записью получить трек полЄта, пустить его призраком по тому же заданию, пролететь вместе с этим призраком, сохранить свою запись, и отправить еЄ обратно вместе с комментари€ми Ц —.“.)

5.  огда курсант через неделю приезжает на аэродром, € иногда оп€ть использую симул€тор дл€ того, чтобы Ђпролететьї урок ещЄ несколько раз, чтобы убедитьс€, что курсант усвоил тему и не приобрЄл вредных навыков. ¬ дополнение такие ЂполЄтыї также выполн€ют функцию Ђразогреваї при подготовке к реальному полЄту на планере.

ѕосле этого мы выполн€ем реальный учебный полЄт на планере. ѕосле полЄтов в симул€торе курсанты чЄтко понимают, что им нужно делать, у них есть чЄткий ментальный образ того, как это будет выгл€деть в полЄте, они знают все необходимые процедуры, они натренированы выполн€ть все необходимые эволюции с высоким качеством, они хорошо подготовлены. ¬сЄ, что им нужно теперь Ц это применить свои знани€ и умени€ в реальной лЄтной обстановке. ѕереход из виртуальных полЄтов в реальный происходит очень быстро.

6. ¬ зависимости от того, как прошЄл реальный полЄт, € могу дать курсанту задание ещЄ потренироватьс€ дома в симул€торе. √ораздо чаще в этом нет необходимости, и мы переходим к следующей теме.

–азбор/оценка
¬ыше € достаточно подробно описал, как € использую симул€цию на этапе разбора и оценки в учебном процессе. “ем не менее, в симул€ции эта функци€ имеет огромное преимущество перед своим аналогом в реальных полЄтах.

¬ реальном мире критический разбор обычно происходит после выхода из нестандартной (и иногда пугающей) лЄтной ситуации. “.к. € не делаю письменных заметок в полЄте, € часто не могу вспомнить всЄ, что было сделано правильно и что неправильно. ј в тех ситуаци€х, которые помню €, курсант нередко не может вспомнить, что он по моим словам делал и чего не делал, из-за перегруженности (или паралича) воспри€ти€.

ј вот в мире симул€ции при использовании функции ѕросмотр записи (по существу видеофиксации) и функции ѕаузы в ќдиночном полЄте нет никаких проблем по поводу понимани€ того, что только что произошло. я могу просмотреть и разобрать ситуацию со всех сторон столько раз, сколько нужно, чтобы убедитьс€, что курсант понимает, что он выполнил хорошо, а что требует дополнительной отработки.  роме того, € могу выполн€ть разбор и оценку многократно в любой момент в течение всего процесса обучени€. Ќедостатки и недопонимани€ могут быть идентифицированы и исправлены на самых ранних стади€х обучени€ Ц Ђодин стежок, сделанный воврем€, стоит дев€тиї.

¬ следующий раз
¬ следующем выпуске ”голка  ондора, посв€щЄнном инструктированию, € поведаю о некоторых нюансах и особенност€х  ондора, а также расскажу о специфичных дл€ симул€тора навыках, которые нужно приобрести, чтобы максимально использовать его достоинства и компенсировать недостатки. ј пока Ц Ђпишите письмаї. smanley@wisc.edu

—котт ћанлей (Scott Manley) владеет и периодически летает на планере DG-303. Ќа оборотной стороне его пилотской лицензии написано:  оммерческий пилот: однодвигательный самолЄт, полЄты с земли и воды; полЄты по приборам; планер. ќн живЄт в ћэдисоне, штат ¬исконсин и летает как коммерческий пилот, лЄтный инструктор и лЄтчик-буксировщик в клубе Sylvania Soaring Adventures в Ѕелойте, ¬исконсин.

comments