—“ј“№»
 
 
comments
 
 ак создать полЄтное задание и выполнить короткий полЄт по маршруту.
 

‘ранк ѕайнтер
ќригинал статьи

”голок  ондора.
 ак создать полЄтное задание и выполнить короткий полЄт по маршруту.

¬ этом выпуске мы рассмотрим процесс создани€ полЄтного задани€ и последующего полЄта по короткому маршруту в  ондоре. ѕарение в районе аэродрома в общем и маршрутные полЄты в частности Ц это навык, который непросто приобрести (речь идЄт о самосто€тельном освоении маршрутных полЄтов, т.е. без инструктора Ц —.“.) и ещЄ труднее систематически поддерживать. Ќемногочисленные счастливчики ассоциируютс€ у нас с такими клубами, как Harris Hill Soaring Club в Ёльмире, штат Ќью-…орк, где учебные полЄты по маршрутам на одном из их ASK-21 легкодоступны, и имеютс€ опытные инструкторы. Ѕольша€ часть остальных из нас обучаетс€ лета€ в районе своего аэродрома, и затем, может быть, пролетев маршрут в качестве ведомого за опытным маршрутчиком. ќчень немногие пилоты в —Ўј когда-либо имели такую роскошь, как инструктор по маршрутным полЄтам или возможность тренироватьс€ у опытного маршрутного тренера.

ѕриступив к освоению маршрутных полЄтов, мы обычно стараемс€ налетать как можно больше маршрутов и пытаемс€ определить, улучшаютс€ или ухудшаютс€ ваши маршрутные навыки. Ќапример, если в этом году у вас больше посадок на площадки, чем в прошлом, то это хорошо или плохо? ≈сли вы прошли 100 км в субботу и 300 в воскресенье, то это лучше или хуже? ≈сли вы полетели на запад и прошли по маршруту 300 км, а кто-то пошЄл на восток и прошЄл 500 (или 100) км, то €вл€етс€ ли это сравнительным показателем вашей квалификации или просто следствием разных погодных условий? ≈сли вы вернулись с маршрута, показав скорость 90 км/ч, то это хорошо или плохо? ћожет быть кто-то другой в этот день показал на том же маршруте скорость 100 км/ч (а может и нет!). ѕроблема тренировочных маршрутных полЄтов заключаетс€ в том, что на самом деле невозможно сравнить два полЄта, если они не выполнены по одному маршруту, в одинаковых погодных услови€х и в одно врем€. —оответственно, это означает, что вы не можете сравнить два собственных полЄта, т.к. они по определению выполнены в разное врем€.

—имул€тор  ондор можно использовать как дл€ обучени€ первоначальным навыкам, необходимых дл€ успешных полЄтов по маршруту, так и дл€ развити€ этих навыков на систематической основе. ¬ отличие от реальных полЄтов, в  ондоре вы можете сравнивать между собой выполненные полЄты, т.к. вы можете задать во всех полЄтах идентичную погоду. ¬ы можете последовательно выполнить 10 полЄтов по 100-км маршруту, каждый раз пробу€ другую технику прохождени€ маршрута, чтобы определить, кака€ из них наилучша€, или выполнить 10 полЄтов, примен€€ одну и ту же технику, чтобы определить степень вашего прогресса. ¬  ондоре возможно и даже € бы рекомендовал минимизировать изменчивость погоды в серии последовательных полЄтов дл€ того, чтобы вычленить и выделить вли€ние квалификации пилота на результат. Ќапример, можно исследовать различные диапазоны скоростей, чтобы увидеть, даст ли какой-то выигрыш полЄт с большей или меньшей скоростью, чем обычно.

 онечно, любую идею можно довести до крайности. Ќапример, если пилот выполнит сотню полЄтов по одному и тому же маршруту при одной и той же погоде, то скорее всего он запомнит всю траекторию полЄта, включа€ расположение облаков и потоков. Ќо даже в этом случае пилот может получить пользу, пробу€ разные техники прохождени€ маршрута, име€ в виду, что вли€ние практически всех случайных факторов сведено к нулю.

„тобы проиллюстрировать эту концепцию, € подготовил полЄтное задание на короткий маршрут в  ондоре и пролетел его на современном белом планере (Discus 2). ‘айл полЄтного задани€ (.fpl), трек полЄта (.ftr), запись полЄта (.rpy) и IGC вместе с полной версией этой статьи можно скачать с сайта SSA - http://ssa.org/ (Soaring Magazine -> Current Issue -> November 2010 Issue -> Condor Corner - Nov2010_CC.ZIP).

”слови€ по маршруту: ћаршрут использует стандартную карту —ловени€ и включает в себ€ комбинацию сегментов в ридже средней силы, равнинного полЄта, и полЄта в холмистой местности.

ƒл€ задани€ маршрута сделайте следующее:
- «апустите  ондор и выберите Ђќдиночный полЄтї.
- «айдите на закладку Ђ«јƒјЌ»≈ї, переместите карту так, чтобы был виден аэропорт LESCE-BLED (вообще-то, сначала нужно выбрать карту —ловени€, если до этого леталось задание на другой карте Ц —.“.), уменьшите масштаб (щЄлкните правой кнопкой мыши по карте и выберите ¬ид -> ”меньшить) до тех пор, пока не станет видна бќльша€ часть центральной долины.
- ƒважды щЄлкните на LESCE-BLED. ѕервый щелчок установит этот аэропорт в качестве точки взлЄта, второй Ц также в качестве точки старта.
- ѕереместите курсор в восточно-юго-восточном направлении к северной стороне долины и на удалении 36,7 км щЄлкните на поворотный пункт KAMNIK. «атем переместите курсор на юго-запад через долину и щЄлкните на LOGATEC (обща€ дистанци€ 80,6 км). «атем правой кнопкой щЄлкните на LESCE-BLED и выберите Ђ‘инишї, чтобы задать финиш маршрута.
- ўЄлкните правой кнопкой на каждый элемент в списке поворотных пунктов в правом верхнем углу и задайте следующие свойства:
* —тарт: “ип = классический, –адиус(м) = 5000, ”гол = 360
* KAMNIK: “ип = классический, –адиус(м) = 1600, ”гол = 360
* LOGATEC: “ип = классический, –адиус(м) = 1600, ”гол = 360
* LESCE-BLED: “ип = классический, –адиус(м) = 1600, ”гол = 360
 огда вы всЄ это проделали, то выгл€деть это должно как на рисунке 1 ниже:

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 1. «акладка Ђ«јƒјЌ»≈ї

- Ќа закладке Ђѕќ√ќƒјї задайте следующие параметры («амечание: высота нижней кромки задаЄтс€ путЄм перемещени€ линий точки росы и температуры, а также линии высоты инверсии. ѕроследите, чтобы нижн€€ кромка не оказалась выше уровн€ инверсии, иначе вы получите безоблачный день!):
* ¬етер Ц 245∞ со средним разбросом, скорость 7.1 км/ч также со средним разбросом, турбулентность - нет (ветер тоже задаЄтс€ перемещением стрелки ветра за красную точку при помощи мыши, что создаЄт определЄнные трудности при задании точных значений Ц —.“.)
* ѕараметры погоды Ц —пециальные
* »змен€ть погоду в каждом полЄте Ц не отмечено
ѕотоки:
* Ќижн€€ кромка облачности Ц 1600 м (точка росы = 3,1∞—, температура у земли = 15,7∞—, инверси€ Ц 2650 м).
* —ила Ц очень сильные со средним разбросом
* Ўирина Ц очень широкие с о средним разбросом
* јктивность Ц нормальна€
* “урбулентность Ц слаба€
 огда вы всЄ это проделали, то выгл€деть это должно как на рисунке 2 ниже:

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 2. «акладка Ђѕќ√ќƒјї

- Ќа закладке ЂѕЋјЌ≈–ї выберите стандартный класс, тип Discus2. ¬се настройки оставьте по умолчанию. Ќа
- Ќа закладке ЂNOTAMї задайте следующие параметры:
* ¬идимость меток планеров Ц 0 км
* ¬идимость указателей потоков (могут быть включены/выключены клавишей УHФ) Ц 6 км
* ¬идимость указателей ѕѕ (могут быть включены/выключены клавишей УJФ) Ц 6 км
* ќтметить параметры реализма Ђ–азрешить  ѕ ї, Ђ¬нешние видыї и Ђ¬осстановление высотыї, остальные не отмечать.
* “ип старта Ц Ѕуксир
* ¬ысота отцепки Ц 630 м
* ќстальное Ц по умолчанию.
¬ результате должно получитьс€ так, как на рисунке 3 ниже:

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 3. «акладка ЂNOTAMї

“еперь, когда заданы все параметры полЄтного задани€, его нужно сохранить на диск, чтобы в последствии можно было легко повторить этот полЄт. „тобы сохранить задание щЄлкните Ђ—охранитьї и задайте им€ файла (в архиве Nov2010_CC.ZIP с сайта SSA Magazine это файл 100908_NovCC1.fpl). ƒл€ начала полЄта щЄлкните Ђ—тартї и наберите высоту. ≈сли вы новичок в пар€щих полЄтах, то вы, возможно, захотите сделать потоки видимыми клавишей УHФ. ѕосле набора под кромку и открыти€ стартовой линии (смотрите в левом верхнем углу экрана врем€, оставшеес€ до открыти€ старта) начинайте полЄт по маршруту.
ћаршрут проложен так, чтобы использовать возвышенности на северной стороне долины.  ак можно видеть на снимке с экрана (сделанном сразу после выхода из зоны старта), кучевые облака выстроились вдоль гр€ды холмов.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 4. »дЄм на юго-восток, сразу после старта.
(снимки из кабины оригинальные, приборы в британской, а не метрической системе Ц —.“.)

ѕосле старта € летел первый отрезок со скоростью не более 80 узлов (150 км/ч), что достаточно быстро в данных услови€х. «адача на первом отрезке состо€ла в том, чтобы держатьс€ достаточно высоко, и прийти на склоны ближе к вершинам, где самые сильные потоки обтекани€. ≈сли вы пойдЄте быстрее, то придЄте на склон достаточно низко, и врем€ набора в более слабом потоке может не скомпенсировать выигрыш времени за счЄт более высокой скорости. я пришЄл под первое хорошее облако на высоте около 1700 метров и ввинтилс€ в отличный 5-метровый поток. ќбратите внимание на  ѕ  (экран є3), показывающий ћ— 2.5 (по-нашему 1.3 м/с Ц —.“.) на удалении около 13.55 миль (22 км) от ѕѕ1 с расчетной высотой прибыти€ 4396Т (1340 м) или 2096Т (640 м) относительно ѕѕ1.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 5. ѕервый набор

ѕосле первого набора мо€ стратеги€ была попытатьс€ пройти вдоль вершин хребта, не останавлива€сь дл€ наборов, а просто дела€ горку в каждом потоке, и следовать дальше. —ледующий снимок показывает ситуацию, когда € подошЄл к ѕѕ1. ќбратите внимание, что  ѕ  переключЄн на экран є1 (движуща€с€ карта) и масштаб карты увеличен.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 6. ѕеред ѕѕ1.

ѕосле ѕѕ1 задача состо€ла в том, чтобы нормально пересечь долину, минимизировав количество остановок дл€ наборов и не уклон€€сь далеко в сторону, чтобы не сильно снизить среднюю скорость по маршруту. Ѕывает очень заманчиво уклонитьс€ в сторону от линии пути (иногда довольно далеко) к действительно хорошему облаку. ќднако если вы не опустились слишком низко, или впереди нет полного развала, то обычно выгоднее идти ближе к линии пути. “акже на этом снимке вы можете увидеть, что € был на высоте около 6400 футов (1950 м) на удалении 23 мили (37 км) от ѕѕ2 и должен был прийти туда на высоте около 400 футов (120 м) над поверхностью.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 7. —разу после ѕѕ1.

—ледующий снимок показывает ситуацию сразу после прохождени€ ѕѕ2. я там был несколько ниже, чем хотелось бы, но впереди было достаточное количество приличных с виду облаков, поэтому особо не волновалс€, да и местность не выгл€дела устрашающей. „то здесь не показано, так это облако, к которому € не пошЄл, т.к. оно было за поворотным пунктом. ¬место этого € после отметки на ѕѕ немедленно повернул, и оказалс€ на курсе к облаку, расположенному лучше относительно линии пути.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 8. —разу после ѕѕ2.

ѕосле пары наборов на третьем отрезке € был на удалении около 22 миль (35 км) от финиша.  ак показано на следующем снимке, € только что достиг высоты долЄта с ћ— 2.5 (~1.3 м/с). ќднако на долЄте имелась возвышенность, поэтому нужно было набрать ещЄ немного высоты. ¬ принципе, можно было обойти эту возвышенность по долине, но вполне веро€тно, что на это потребовалось бы заметно больше времени, чем на набор в хорошем потоке.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 9. ¬ысота долЄта.

„ерез несколько километров по линии пути € встретил действительно хороший поток, 3.6-4.1 м/с по осреднителю. «десь € был на высоте ~5000 футов (~1500 м) и имел достаточную высоту дл€ долЄта с ћ— 2.5 (~1.3 м/с). ќднако вместо того, чтобы поддельфинить в этом потоке и идти дальше, € решил остановитьс€, выбрать кромку и установить ћ— в соответствии со средней скороподъЄмностью этого потока. ≈сли на долЄте встречаетс€ поток значительно сильнее, чем установленное значение ћ—, то если набрать в этом потоке высоту и дальше идти с новым более высоким ћ—, то средн€€ скорость будет выше. Ётот набор был в среднем (7.5-8 узлов) 3.8-4.1 м/с, € установил ћ— 7.6 (3.9 м/с), как показано на следующем снимке, и снова достиг высоты долЄта пр€мо под кромкой.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 10. ¬ысота долЄта с более высоким ћ—.

—ледующий снимок показывает ситуацию на удалении 17 миль (27 км) от финиша и демонстрирует использование возможности Ђ”величение приборной панелиї (клавиша УYФ). Ёто очень полезна€ вещь дл€ пилотов с не очень острым зрением, использующих мониторы с высоким разрешением.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 11. »спользование возможности Ђ”величение приборной панелиї (клавиша УYФ).

Ќа следующем снимке мне оставалось идти со скоростью 80 узлов (~150 км/ч) или около того ещЄ около 9 миль (14.5 км), и € всЄ ещЄ не видел аэродром из-за возвышенности пр€мо по курсу. я видел, что за возвышенностью начинаетс€ долина, € знал, что аэродром в этой долине, но € не мог его видеть. ќднако компьютер показывал, что даже при ћ— 7.6 (3.9 м/с) у мен€ есть излишек высоты почти 700 футов (~200 м). “акже, применив моЄ консервативное правило Ђ5 миль на 1000 футов ї - Ђ~9 км на 300 мї (подразумева€ примерно максимальное качество без ветра), мне было нужно около 2000 футов (~600 м), чтобы пройти оставшиес€ 9 миль, а моЄ превышение над аэродромом было 4000 футов (1220 м). ѕоэтому € решил отклонитьс€ от курса на несколько градусов вправо и обойти последнюю вершину, вместо снижени€ скорости полЄта.

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 12. 9 миль до финиша.

Ќа последнем снимке показана ситуаци€ непосредственно перед финишем. ѕосле обхода возвышенности € постепенно увеличивал скорость дл€ того, чтобы израсходовать лишнюю высоту, прид€ к финишному цилиндру радиусом 1 мил€ на абсолютной высоте около 2000 футов (~600 м).

–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є–µ
–исунок 13. Ќепосредственно перед финишем.

»так, что мы имеем в результате - успешно пройден более чем 70-мильный (130-километровый) треугольный маршрут, демонстрирующий некоторые элементы стратегии и тактики маршрутных полЄтов с использованием симул€тора  ондор. «амечательной чертой  ондора €вл€етс€ то, что другие пилоты могут пролететь в  ондоре тот же самый маршрут по той же самой погоде и обмен€тьс€ мнени€ми по поводу полЄта, либо один пилот может пролететь маршрут несколько раз, чтобы оценить свой прогресс. ћне бы хотелось, чтобы вы задали свой маршрут в  ондоре и пролетели его и/или просмотрели запись моего полЄта, использу€ возможность Ђѕросмотр записиї в  ондоре (выберите Ђѕросмотр записиї и загрузите файл 100908_NovCC1.rpy).

¬ последующих выпусках этого раздела € буду использовать это задание, чтобы проиллюстрировать различные технические средства и приЄмы, а также тактики и стратегии. ¬ частности, в следующем выпуске € покажу, как использовать попул€рную программу Naviter SeeYou дл€ анализа полЄта с использованием возможности экспорта трека полЄта в  ондоре. ќбъективный анализ полЄта Ц это основополагающий элемент подготовки к маршрутным полЄтам; мы часто бываем жертвами синдрома Ђвижу то, что хочу видеть, а не то, что было на самом делеї, особенно если у нас нет опытного маршрутного инструктора.

comments