СТАТЬИ
     
 
О "Кондоре" и не только
 
     
 
Сергей Капицын, г. Москва
 
     
 
 

Хотите попасть в зависимость? Сильную. Наркотическую. Тяжелую.
....Хотите?
....Нет, героин я вам не предлагаю, боже упаси! Есть множество других тяжелых наркотиков, полезных для здоровья. Небо, например.
....Если вы еще не больны небом - попробуйте, заразитесь, не пожалеете. Вот вам пара бацилл. Вам завернуть или здесь кушать будете?
....Многие садятся на иглу, разок поднявшись в воздух на самолете. Нет не на Боинге и не на Туполе. Они бациллу не несут, они практически стерильны как хирургические перчатки. От них не заразишься.

 
 

Вы полетайте на маленьком двухместном. Вот она, бацилла в полный рост! У меня на глазах куча примеров: люди, налетавшие сотни часов на лайнерах, недоуменно пожимали плечами - и чего вы так рветесь в небо? Ну были мы там, облака сверху видели, нет там ничего такого особенного.
....Ответ они получали после первого же полета на легком самолете. Там небо не за иллюминатором. Там оно - везде! И, без исключений, рот до ушей и "еще хочу!". Все, человек на игле. То есть, наш человек.

 
 
 
 

Особняком здесь стоят планеры. Чем они берут - непонятно. Почему люди, приобщившиеся к планеризму, бросают летать на самолетах и начинают использовать их только для того, чтобы долететь до глайдерпорта? Почему авиамоделисты продают в полцены дорогущие пилотажки, впервые в жизни купив модель планера? Что такого особенного в этих планерах? Не знаю. Может быть, именно вы ответите на этот вопрос. Может быть, вы сможете с помощью формальной логики и математических формул описать прелесть парящего полета. Пока это никому не удавалось.
....Хотя... Кое-что проясняется после прочтения этой вещи. Если еще не читали - то шагом марш штудировать от корки до корки! И пока не прочли - сюда не возвращайтесь! А то мы друг друга не поймем.

 
 

Ну, прочли? Прониклись? Кое-что поняли?
....Ай, малацы! Попробовать-то хочется? Ну так чего сидим - бегом на аэродром!
....Нету? Аэродрома нету? Совсем никакого? Ах, до него пять дней на собаках... Грустно...
....Ну а у вас? Есть? Но дорого.
....Да, дорого, а вы как хотели? На халяву?
....Ну-у-у, господа, а то вы не знаете, что бесплатный сыр...
....Бесплатный сыр все же бывает, господа!

 
 
 
.
 

Проходим, господа, не толкаемся, не ругаемся, на всех хватит. Качаем бесплатную демку, которая бесплатно работает две недели.
....Тем, кто желает прокатиться по Ленинским... Кхм... Герчиковским местам, настоятельно рекомендуется сценарий Минден. И желательно полный, если вас не пугает интернет-траффик. Обещаю, получите массу удовольствия.
....Итак, что же нам предлагают за ноль рублей ноль-ноль копеек:
....1) Термичка. Вполне сносная на первое время. Искать, находить и обрабатывать термики научитесь.
....2) Орографик (он же ридж, он же поток обтекания) также имеется и работает вполне правдоподобно.
....3) Планер, одна штука. Вполне хватит для того, чтобы нАчать.
Волны нет, роторов нет и прочих экзотических лифтов тоже нет. Старт - с лебедки, с буксира, прямо в воздухе. Джентльменский набор.

 
 

Ну что, вперед, под танки?
....Позволю себе перечислить основные стадии становления виртуального планериста.
Стадия первая: вам удается продержаться в воздухе ровно столько времени, сколько позволяет аэродинамическое качество планера. После чего следует обязательная посадка, и далеко не всегда на аэродроме.
....Такое ощущение, что вас обманули и вместо термиков включили в демо-версию одни сплошные синки.

 
 
 
 

Без паники! Эту стадию проходят абсолютно все. Без исключения.
....Это лакмусовая бумажка. Ответчик "свой-чужой". Если вы все же преодолели первую стадию и перешли ко второй - вы уже безнадежно больны. Если нет - не отчаивайтесь, не все еще потеряно. Возвращайтесь к своему любимому "Ил-2" или MSFS. Видимо, моторный полет вам больше по сердцу.

 
 

Стадия вторая: вариометр взвизгнул, его стрелка подпрыгнула вверх, и вы начинаете пока еще неумело навивать свои первые спирали.
....Вы поймали восходящий поток!
....Это вы так думаете. Пока. Но очень скоро вы поймете, что не вы его, а он вас поймал. И теперь вы плотно сели на крючок.
....Вы будете охотиться на потоки, вы будете выискивать и вынюхивать их. Они будут сниться вам по ночам. Но как же вы будете счастливы, в очередной раз заарканив один из них!
....Однако, с ростом мастерства, поиск и обработка термиков постепенно превратится в обыденную процедуру, и покружить вокруг аэродрома некоторое время уже не будет для вас бог весть какой проблемой.
....Чтож, пора переходить к третьей стадии: маршрутным полетам.

 
 
 
 

И тут все начнется по новой. Термики внезапно исчезнут, облака перестанут быть надежными поводырями, а количество off-field посадок на порядок превысит количество штатных.
....Запаситесь терпением, пробуйте снова и снова, изучайте литературу, посвященную маршрутным полетам. И вот наконец настанет момент, когда все получится. У меня, как наверное у большинства, это произошло внезапно. Просто количество перешло наконец в качество. Разом. Если вы учились плавать, вы, наверное, помните как это бывает: сначала долго-долго ничего не получается, но стоит один раз почувствовать, что вы плывете, что вода вас ДЕРЖИТ, и дальше прогресс практически мгновенный. Через несколько дней вам уже в принципе все равно сколько надо проплыть.

 
 

В кросс-кантри точно так же. Стоит один раз понять, почувствовать КАК - и вот уже длина пройденного маршрута ограничена только вашей железной задницей. Причем, из любой точки маршрута вы при желании можете совершить комфортную посадку на одном из аэродромов. Все по-взрослому, все как в жизни, а иначе, зачем нам симуляторы?
....В этот момент обычно возникает желание полетать маршруты на значки. Зримо подтвердить свою квалификацию, потешить самолюбие и почувствовать свою принадлежность к миру планеристов.
....Искренне советую повременить. Почему - объясню чуть позже.
....А пока перейдем к стадии четвертой, которую можно охарактеризовать так: "быстрее! Еще быстрее!"

 
 
 
 

В самом деле, если дистанция любой протяженности уже не является проблемой, куда прогрессировать? Да в сторону высоких скоростей!
....На этой стадии очень полезно использовать программу SeeYou для анализа ваших достижений (кстати, Минден для SeeYou тоже есть). Создайте маршрут и летайте его раз за разом, анализируя треки в SeeYou. Для этого загружайте текущий трек и один или несколько предыдущих с помощью команды Edit/Add Flight, и ваши ошибки будут буквально бросаться вам в глаза. Анализируйте на чем вы потеряли время и старайтесь в следующем полете исправить свои ошибки, пролетать маршрут все быстрее с каждым разом.

 
 

Очень скоро вы поймете несколько важных вещей:
.... - не стоит останавливаться в слабых потоках, если есть возможность выбирать. Старайтесь использовать самые сильные потоки.
....- старайтесь использовать минимальное кол-во потоков. Помните, что обработка каждого потока сопряжена с его поиском и центрированием, а это каждый раз потерянное время.
....- не пытайтесь "выдоить" поток до конца. Уходите сразу, как только его сила падает хотя бы на треть.
....- старайтесь двигаться на большой высоте. С одной стороны, это ваша свобода выбора, с другой - вы работаете в самой выгодной части потоков.
....- устанавливайте число МС на треть меньше того, что показывает в среднем ваш вариометр и что положено по классической теории МакКреди.
....Не удивляйтесь, что некоторые советы противоречат друг другу. Именно в разумном балансе противоречащих условий и заключается мастерство.

 
.
 
 
 

Но вот вы наконец научились летать не только далеко, но и быстро. Ну что, хочется померяться силами с кем-нибудь?
....Это пятый этап.
....Можно, конечно, устроить гонки в Silent Wings, благо даже демо-версия поддерживает сетевые режимы. Но... Вам еще не надоело летать на одном и том же планере по одному и тому же сценарию?
....Купить SW? М-м-м... Не вдаваясь глубоко в подробности, скажу только, что на мой взгляд, не стоит он своих денег.

 
 

Довольно примитивная атмосферная модель, всего пара-тройка хороших сценариев, довольно скудный набор планеров, да и зачах он как-то, проект почти не развивается, сетевых ресурсов - кот наплакал, форум только в последнее время подает признаки жизни, а до этого был скорее мертв, чем жив...
....Нет, как хотите, а SW хорош когда он на халяву. А когда уксус предлагают за 70 евров, у меня лично возникает желание проголосовать за него рублем. И проголосовать "против".
....Потому что у него есть весьма достойный конкурент - Кондор.

 
 
 
 

Кондор изначально создавался как симулятор для он-лайн состязаний. Он бурно развивается, постоянно пополняясь новыми моделями планеров, сценариями, в нем все более совершенная атмосферная модель, несомненно, лучшая на сегодняшний день, он поддерживается кучей сетевых ресурсов, вокруг него собралось обширное игровое коммьюнити, регулярно проводятся состязания, публикуются рейтинги пилотов и т.д.
....И за все это счастье необходимо заплатить всего 40 евро, почти вдвое меньше, чем за SW. Сотни часов виртуальных полетов по цене одного реального - игра стоит свеч!

 
 

Лично я вижу у него всего три недостатка:
....- отсутствие ускорения и замедления времени в офф-лайн режиме,
....- лубочная, "игрушечная" графика и отсутствие сценария моего любимого Миндена :)
....Все остальное - сплошь положительные эмоции.
Помните, я советовал вам повременить с бейджами? Знаете почему? Загляните-ка сюда, и сами все поймете. Да-да-да! Для Кондора есть сетевой ресурс, позволяющий вам вполне официально сдавать нормативы, с официальной выдачей значков! Это значит, что вы не только сами будете знать о своих достижениях, но и будете иметь вполне материальное их подтверждение.
....А если вы заглянете сюда, то найдете обширную базу данных прошедших гонок и сможете гоняться не со своей тенью, а с тенями лучших Кондорпилотов, шлифуя свое мастерство.

 
.
 
 

А когда вам окончательно надоест офф-лайн, вы сможете выйти на старт и посостязаться с десятками и сотнями других пилотов.
....А можете сразу выйти на старт.
....Но это уже... Тс-с-с... Я сам пока не очень-то умею.