СТАТЬИ
     
 
С симулятора на планер. Часть 1.
 
     
 
Перевод Сергея Тимановского, г. Санкт-Петербург
 
     
 
 
 

Обучение в клубе

Рассмотрев несколько предложений я в конце концов направил свои стопы в Хасбант Босворс (также известный как Хас-Бос) в Великобритании. Спасибо Адаму (с кем я ещё лично не встречался, но который организовал моё прибытие и пребывание).

Я никогда не имел никакого членства в этом клубе, и сейчас, пребывая в статусе временного члена клуба, мне на ум часто приходят мысли о значении таких терминов, как "страстное увлечение", "преданность делу", "спортивный азарт". Насколько я заметил в течение первой недели пребывания здесь, имеется большое разнообразие между членами этого клуба: есть люди, которые приезжают, собирают свои мотопланеры, взлетают, садятся, разбирают и уезжают, практически не перебросившись и парой слов с другими. Но бОльшая часть людей здесь останавливают тебя, чтобы спросить, как дела, рассказать забавную историю, спросить, не требуется ли какая-то помощь, поделиться опытом или посоветовать интересное для полёта место. Что меня больше всего поразило, так это то, что люди делают это с искреннем и исключительным желанием помочь тебе получить максимум за то время, пока ты здесь.

 
 

В этом месте история тоже важна. Во время Второй Мировой войны Хас-Бос был военным аэродромом бомбардировщиков. Потом здесь находился лагери беженцев для семей, перемещённых из Польши. И наконец он стал клубом BGA - Британской планерной ассоциации. На стенах в помещении клуба висят старые фотографии, несколько членов клуба находятся в таком возрасте, что помнят те времена, а то и сами присутствуют на этих фотографиях.

Меня слегка удивил поло-возрастной состав клуба (по крайней мере, тех людей, которые были вокруг в течение этой недели) - возраст определённо больше, чем на форуме Кондора (бОльшая часть людей вокруг была в возрасте 50, 60 и даже 70 лет), и определённо мужчин больше, чем женщин. Всем понятно, что если ты - одинокий молодой гетеросексуальный мужчина, то планерный спорт - это спорт, который не изменит твоё семейное положение!

 
.
 
 
 

Наземный вид спорта

Большое открытие для меня - когда ты в клубе, то ты можешь летать, например, 2 часа в день, но заниматься спортом будешь все 14! Я наивно не задумывался об этом раньше, но оказалось, что на земле дел гораздо больше, чем в воздухе! День здесь начинается в 8 утра с брифинга. Затем нужно подготовить всё для полётов - планера нужно выкатить из ангаров или собрать, выполнить предполётный осмотр, лебёдка должна быть поставлена в нужное место, планер должен быть выкачен на стартовую позицию (обычно на другом конце поля примерно в 1 км от лебёдки), и т.д. и т.п. Нередко взлететь получается только в 10:30.

 
 

Однако, если ты взлетаешь не первым, то ты всё равно всё время занят наземными делами, пока не придёт твоя очередь - подцепка буксировочного фала самолёта или троса лебёдки к планерам, выпуск планеров, подкат на старт планеров, севших с перелётом, хронометраж полётов и т.д.

День продолжается до того момента, пока планера не закачены обратно в ангар... и это запросто может случиться в 9 вечера, если проводятся вечерние полёты.

Однако приятно то, что никто не ожидает от тебя, что ты будешь заниматься этими наземными делами, и тем более никто не заставляет делать это. Имеются дежурные среди членов клуба, но остальные люди просто делают это всё добровольно... и это работает! (нередки ситуации, когда имеется больше людей, чем дел, которые нужно сделать).

 
.
 
 
 

Полёты

Это удивительно, но кроме общения с людьми и осмотра планеров, временами удаётся и полетать! А если серьёзно, то версия Кондора Королевы Елизаветы II зависла на настройке погоды "bombastic" на всю прошлую неделю. Таким образом, мне удалось слетать около 30 полётов за 5 дней, причём несколько - с настоящим парением (правда, сейчас идёт дождь, и это хороший повод написать в форум!).

 
 

В этом месте история тоже важна. Во время Второй Мировой войны Хас-Бос был военным аэродромом бомбардировщиков. Потом здесь находился лагери беженцев для семей, перемещённых из Польши. И наконец он стал клубом BGA - Британской планерной ассоциации. На стенах в помещении клуба висят старые фотографии, несколько членов клуба находятся в таком возрасте, что помнят те времена, а то и сами присутствуют на этих фотографиях. Меня слегка удивил поло-возрастной состав клуба (по крайней мере, тех людей, которые были вокруг в течение этой недели) - возраст определённо больше, чем на форуме Кондора (бОльшая часть людей вокруг была в возрасте 50, 60 и даже 70 лет), и определённо мужчин больше, чем женщин. Всем понятно, что если ты - одинокий молодой гетеросексуальный мужчина, то планерный спорт - это спорт, который не изменит твоё семейное положение!

 
.
@strip
От Кондора к реальным полётам

ОБЗОР (-): Я много раз читал на форуме критику по поводу недостаточной обзорности в Кондоре, но только в первом реальном полёте я это осознал. Во время полёта ты на самом деле окружён небом (или поверхностью). Ты можешь смотреть во всех направлениях, а не только на свои ноги и приборную панель. Я обнаружил, что в этом смысле Кондор не годится для подготовки к реальным полётам, т.к., в конце концов, ты слишком много внимания уделяешь приборам, и слишком мало окружающему пространству.

ПЕДАЛИ (0): Это первое, что я куплю, по возвращению во Францию. Мне потребовалось 2 дня, чтобы переучиться как координировать развороты педалями, а не скручиванием джойстика. Я не могу сказать, будет ли полезен опыт Кондора с педалями, но использование джойстика для управления рулём поворота ничего не дало, ко крайней мере мне.

НАБОР ВЫСОТЫ В ПОТОКАХ (+): Разницы между набором в потоках в Кондоре и в реале практически нет. Мне удавалось нормально набирать высоту с первого парящего полёта. Мой инструктор был очень удивлён, когда увидел как хорошо я адаптирую угол крена к ширине потока.

ПОЛЁТ НА БУКСИРЕ (+): Мне ещё предстоит научиться выполнять разбег, но несомненно, что Кондор даёт очень неплохие навыки полёта на буксире. По крайней мере, мне удавалось удерживаться за буксировщиком начиная с высоты 500 футов и выше - не идеально, конечно, особенно в условиях турбулентности.

ПОСАДКА (+): Сам по себе Кондор навыков не даёт, но очень помогают советы на форуме! У посадок в реальности глиссада гораздо круче, чем я себе представлял. Ветка о FUSTALL содержит бОльшую часть информации, полезную для выполнения посадки в реале, а практика выполнения посадок в Кондоре может помочь правильному принятию решений в реальных полётах. Тем не менее, я полностью упустил вопрос крутой глиссады и правильного момента выравнивания.

МАРШРУТНЫЕ ПОЛЁТЫ (?): Я ещё не летал по маршруту! Но, думаю, что могу сделать положительный комментарий. Сейчас в Хас-Босе проходят региональные соревнования Midland Regionals… Мне гораздо интереснее слушать соревновательные брифинги по поводу погоды и поворотных пунктов, чем слушать на своих учебных брифингах о том, как манипулировать ручкой управления и педалями!

strip

С оригиналом можно ознакомиться здесь: часть № 0, часть № 1, часть № 2.