Уголок Кондора. Кондор как тренажёр маршрутных полётов

Уголок Кондора. Кондор как тренажёр маршрутных полётов

Сообщение twww » 28 апр 2011, 16:11

Лётные симуляторы не намного моложе, чем сами полёты. Первый управляемый полёт с мотором состоялся в 1903 году, а первый промышленный лётный симулятор (знаменитый «тренажёр Линка») получил широкое распространение в конце 30х годов XX века. Сейчас большая часть линейных пилотов обучается почти исключительно на лётных симуляторах, и первый раз садится в кресло реальной пилотской кабины уже в коммерческом рейсе с пассажирами за спиной.

Текст статьи:
Frank Paynter
перевод – С.Тимановский
Оригинал статьи


Лётные симуляторы не намного моложе, чем сами полёты. Первый управляемый полёт с мотором состоялся в 1903 году, а первый промышленный лётный симулятор (знаменитый «тренажёр Линка») получил широкое распространение в конце 30х годов XX века. Сейчас большая часть линейных пилотов обучается почти исключительно на лётных симуляторах, и первый раз садится в кресло реальной пилотской кабины уже в коммерческом рейсе с пассажирами за спиной. ВВС США давно осознали значимость тренировок на симуляторах. Оказывается, люди не очень хорошо приспособлены к умственным и психологическим нагрузкам, характерным для высокодинамичной лётной обстановки, и пилот достаточно легко может потерять контроль над быстро меняющейся средой, что нередко приводит к катастрофе. Устроить катастрофу в симуляторе – это гораздо дешевле, чем в реальном полёте, и пилот отправляется обдумывать свою «фатальную» ошибку за кружкой пива вместо присутствия на собственных похоронах.

Какое всё это имеет отношение к соревновательным маршрутным полётам и лётному симулятору Кондор? На самом деле, хотя базовые навыки, необходимые для успешных полётов по маршрутам, не такие уж и сложные, им очень трудно обучиться и натренироваться ввиду самой природы маршрутных полётов. До сегодняшнего дня единственным практическим способом обучения маршрутным полётам было выполнение маршрутных полётов, что означает необходимость наличия соответствующего планера, приборов, атмосферы поддержки в клубе, и т.д. Вы должны быть почти что фанатиком маршрутных полётов, чтобы когда-нибудь впервые отлететь от родного аэродрома. Может быть, вам удастся напроситься на маршрут с пилотом-маршрутчиком в двухместном планере, или вы можете войти в обслуживающую команду пилота, участвующего в соревнованиях, и таким образом хоть немного прочувствовать то воодушевление и ощущение сделанного дела, которое возникает при возвращении пилотов с маршрута.

Я думаю, что мой собственный опыт обучения маршрутным полётам достаточно типичен (для США – С.Т.). Я получил свой планерный допуск, и какое-то время летал на клубном планере быстро надоедающие однообразные полёты в районе аэродрома. В нашем клубе было несколько маршрутных пилотов, которые, похоже, умели делать со своими планерами магические вещи. Они не только взлетали один раз за весь день, но и возвращались обратно уже в сумерках, привозя с собой рассказы о полётах на сотни миль без мотора. Я вступил в совместное владение LS-3 и смог совершать некоторые (очень) скромные маршрутные полёты, быстро установив клубный рекорд по количеству посадок вне аэродрома (3) за один день.

В конце концов, некоторые маршрутные пилоты сжалились надо мной и протащили за собой по нескольким маршрутам, значительно уменьшив (но не устранив полностью) мою любовь к неправильному выбору потоков, слабым навыкам их обработки и последующим посадкам вне аэродрома. Потом я заимел свой собственный планер (LS-4) и решил предстать перед всеми на наших местных региональных соревнованиях – ребята, вот это было обретение опыта! Я не только полностью впитывал в себя базовые навыки соревновательных полётов, но мне также нужно было распределять свою ограниченную мозговую мощность между впитыванием основ и впитыванием навигации и обработки поворотных пунктов! Излишне говорить, что единственной причиной, почему я не завершил эти соревнования с последним местом в турнирной таблице, было то, что некоторым участникам пришлось уехать с середины соревнований. Однако, я был крепко и реально заражён соревновательным вирусом, и сейчас я продвинулся настолько, что чаще оказываюсь в верхней части турнирной таблицы, чем в нижней. Всё же, я продвигался вперёд, продолжая делать ошибки (иногда одну и ту же ошибку снова и снова) и платя за это полётным временем, очками в соревнованиях и как минимум один раз реальной поломкой планера.

Что если был бы способ упражняться во всём этом дома, с тем чтобы не нужно было обучаться всему этому в прямом смысле «на лету»? Что если бы можно было сделать серьёзную ошибку и вместо того, чтобы после этого ждать до следующего сезона, пока не отремонтируют планер, иметь возможность вернуться назад и принять правильное решение или избежать неправильного? Что если у вас есть возможность посоревноваться с более опытными пилотами со всех концов света в реалистичных парящих условиях на планере с реалистичными характеристиками? Что если вы можете попробовать разные комбинации скоростей переходов, установок MC, центровок и количества водобалласта в тех же самых или очень похожих условиях просто для того, чтобы посмотреть, что из этого получится? Что если у вас есть возможность освоить новую навигационную программу в зимний период, чтобы не разгадывать в кабине ребусы со странными диалоговыми окнами и/или экранами?

Итак, сейчас способ есть – симулятор Кондор. Практически каждый аспект современных маршрутных полётов присутствует в Кондоре с удивительной степенью достоверности – от базовых упражнений по центрированию термических потоков до экстремальных международных гонок в горах. Следующая часть данной статьи будет посвящена обсуждению основ маршрутных полётов в общем и центрированию потоков в частности. В следующих статьях (чередуясь со статьями Скотта Манлей о применении Кондора для целей инструктирования) будут рассмотрены вопросы использования Кондора для тренировки более сложных навыков. С этого момента подразумевается, что читатель приобрёл симулятор Кондор, как минимум неплохой джойстик, прочёл статью «Как начать летать в Кондоре» на сайте Soaring Magazine (апрельский номер 2010 года) и умеет взлетать, садиться, а также обладает достаточными навыками для того, чтобы удержаться в воздухе.

Основы маршрутных полётов:
Любая книга о маршрутных полётах (такие книги имеются в достаточном количестве) расскажет вам, что навыки, необходимые для успешных маршрутных полётов, достаточно просты. Уверенно выполняйте спирали, держите оптимальную скорость на переходах, останавливайтесь только в лучших потоках и летайте по прямым линиям. Если вы освоите эти вещи, то вы покажете неплохие результаты в типичных соревнованиях на равнине. Конечно, слова «освоите эти вещи» сродни шутке, где турист спросил, как попасть в Карнеги Холл. Ответ был «репетировать, репетировать, репетировать». В освоении маршрутных навыков нет никакого волшебства – всё достигается большим количеством тренировок и посвящению этому большего времени, чем посвятил соперник.

Центрирование потоков в Кондоре:
Чтобы хорошо летать маршруты нужно научиться уверенно и без усилий обрабатывать потоки. Я под этим понимаю умение отцентрировать поток за один-два витка спирали, оставаться в ядре потока – его самой скороподъёмной части до тех пор, пока поток не начнёт заметно слабеть, и выйти из потока чисто и в нужном направлении. В маршрутных полётах, как и везде, сказать гораздо проще, чем сделать. Обычный пилот, летающий только на парение, а не на маршруты, делает несколько витков, чтобы (без особого усердия) отцентрировать поток, и остаётся в потоке, пока набор не станет нулевым или не достигнет кромки – что раньше произойдёт. Кондор даёт возможность отрабатывать навыки центрирования потоков столько, сколько захотите. Кондор даёт возможность сделать потоки видимыми при помощи функции «Указатели потоков» (по умолчанию клавиша “H” на клавиатуре). Потоки в Кондоре очень реалистичны и формируются из многих «струй» поднимающегося воздуха (обозначаемых поднимающимися шарами разного цвета), которые инициируются по отдельности в разных точках поверхности, и затем переплетаются и сливаются, формируя основное тело потока. Тёмно-красные шары показывают сильную горячую восходящую «струю», а оттенки синего показывают нисходящие потоки. Если присутствуют кучевые облака, то они формируются, зреют и рассыпаются в очень реалистичной манере. На следующей картинке показан пример того, как облака в Кондоре выглядят с земли при включённых указателях потоков. Заметьте, что потоки в Кондоре достаточно сложные по структуре и, как показано, состоят из множества «струй». Чтобы увидеть всю последовательность формирования, достижения зрелости и распада облаков, щёлкните на сайте SSA ссылку “Soaring Magazine” (попадёте сюда: http://ssa.org/myhome.asp?mbr=3026544451 – С.Т.), выберите номер “July 2010” и найдите “CondorClouds.zip” (вот прямая ссылка: http://www.ssa.org/files/member/CondorClouds.zip – С.Т.).

Изображение

Когда я начинал летать в Кондоре, я устанавливал дистанцию видимости указателей потоков на закладке NOTAM 4-6 километров (бОльшие значения не имеют смысла) и затем периодически включал и выключал их клавишей “H”. Я делал потоки видимыми, чтобы сравнить силу потоков, отображаемую цветом поднимающихся точек, с формой (облака), видом нижней кромки и цветом кучевых облаков над ними по мере приближения к потоку. Перед входом в поток я выключал указатели потоков и пытался войти в поток и отцентрировать его как можно быстрее. После того, как я решал, что поток отцентрирован, я опять включал указатели потоков и смотрел в сторону внутренней консоли крыла. Если основная «струя» потока оказывалась напротив консоли, то можно было считать, что поток отцентрирован. Если это было не так, то я пытался понять, что помешало мне правильно отцентрироваться. Я начинал отсчёт времени с момента взятия ручки на себя при входе в поток и продолжал тренировки до тех пор, пока не научился центрировать любой поток за один-два витка. Сначала я тренировался на красивых сильных потоках, в которых положение ядра было очевидным. После нескольких сотен раз я был достаточно уверен, что если у потока есть ядро, то я его быстро отцентрирую. Потом я стал изменять погоду (закладка «Погода» в планировщике заданий) на всё более и более слабую, также задавая достаточно сильное изменение силы потоков от облака к облаку. Это позволило мне научиться грамотно оценивать потоки и принимать правильные решения о том, оставаться ли в потоке или идти дальше.

По мнению Дау Якобса (Doug Jacobs – 8-кратный чемпион США, чемпион и двукратный бронзовый призёр Чемпионатов мира в 15-метровом классе, обладатель множества других наград в планерном спорте – С.Т.) необходимо уметь очень «плотно» оборачивать поток, выполняя один виток спирали за 15 и менее секунд, уверенно контролируя скорость и высоту, и при этом не потеть от напряжения. Если вы это умеете, то вы способны выкрутиться в любом самом узком потоке (даже в узком рваном термике на высоте 300 метров), и можете взять самый центр более широкого потока. Такие тренировки очень просто организовать в Кондоре – просто поместите в поле зрения секундомер (или используйте часы на кондорской панели приборов), и попытайтесь сделать это. Если вы сможете сделать это в Кондоре, то сможете и в реальном планере. И наоборот – если в Кондоре у вас это не получается, то нет никаких шансов на то, что в реальном планере получится. Работать, работать, работать!!

Чтобы выполнить такое упражнение в Кондоре запустите Кондор и зайдите в «Одиночный полёт». Выберите карту “Slovenia” (входит в комплект стандартной поставки). На закладке «Задание» щёлкните левой кнопкой мыши на аэродром PTUJ, чтобы задать взлёт, старт и финиш в одной точке (нужно задать полное задание, но лететь куда-то далеко в задании не обязательно). На закладке «Погода» задайте сильные и широкие потоки, а также нормальную активность. Установите разброс во всех параметрах в «Слабый» и турбулентность в «Нет». На закладке «Планер» выберите нужный планер (мне нравится V2bx, но у вас могут быть другие предпочтения). На закладке “NOTAM” установите видимость указателей потоков в 5 км. Задайте тип старта «В воздухе», если не хотите тратить время на буксировку.

Я поместил короткую запись полёта (файл .rpy), иллюстрирующую такой способ тренировки, вместе с файлом задания (.fpl) на страницу Soaring Magazine: http://www.ssa.org/files/member/ThermalEx.zip . Для просмотра записи скопируйте .rpy файл из архива в папку С:\Program Files\Condor\Replays, запустите Кондор, зайдите в «Просмотр записи», выберите этот файл и щёлкните кнопку «Смотреть» (замечание – для просмотра, возможно, вам нужно иметь PlanePack1). Я также сделал короткое видео такого полёта, которое можно посмотреть без Кондора: http://www.youtube.com/watch?v=gs61CxgryU8 .

Итак, на сегодня всё. Если у вас есть вопросы или комментарии по поводу этой статьи или упражнения, то я с удовольствием их выслушаю – мыльте мне на адрес paynterf@gmail.com . В следующий раз мы поговорим о некоторых других базовых навыках маршрутных полётов – выборе потоков и эффективных переходах.

Франк Пайнтер (TA).
Вложения
3-1.JPG
twww
 
Сообщения: 1958
Зарегистрирован: 22 окт 2008, 19:03
Откуда: г. Санкт-Петербург
Полное имя: Сергей Тимановский
Соревновательный номер: TSD
Condor Club ID: 19

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron