Уголок Кондора. 08/2010. Почему лётный планерный симулятор?

Уголок Кондора. 08/2010. Почему лётный планерный симулятор?

Сообщение twww » 06 май 2011, 11:52

В майском выпуске Уголка Кондора я поделился с вами своим списком «Инструкторских вызовов» – вопросов, которые делают планерное лётное инструктирование менее эффективным, менее результативным и менее полным, чем могло бы быть. Ниже я кратко напомню этот список.

Текст статьи:
Scott Manley – CFIG
Оригинал статьи


В майском выпуске Уголка Кондора я поделился с вами своим списком «Инструкторских вызовов» – вопросов, которые делают планерное лётное инструктирование менее эффективным, менее результативным и менее полным, чем могло бы быть. Ниже я кратко напомню этот список.

Инструкторские вызовы:
1) Худшее место для обучения полётам – это кабина самолёта (планера)
2) Второе худшее место обучения полётам – на земле
3) Нам всем, а особенно пилотам, проходящим обучение, нужно больше возможностей для практики
4) Погода всегда не та (лёгкое преувеличение)
5) Необходимо расширить и углубить лётный опыт, получаемый курсантами, особенно в критических и других опасных и/или нестандартных ситуациях.
Лётные симуляторы дают нам возможность ответить на эти вызовы – значительно улучшить планерное лётное инструктирование; выпускать лучше подготовленных и более безопасных пилотов за меньшее время (по крайней мере, в календарных днях) и с меньшими финансовыми затратами, чем мы это делаем сейчас.
Итак, позвольте мне начать.

Ответ на вызовы 1 и 2:
Любое обучение основано на восприятии – нашей способности воспринимать информацию через наши 5 чувств. Достоинство обучения в полёте состоит в том, что это очень богатый ощущениями процесс. Однако вызов при инструктировании в полёте (инструкторский вызов №1) состоит в том, что при этом «слишком» много всего происходит. С точки зрения обучения, состояние курсанта во время полёта очень часто можно охарактеризовать как «перегруженность сенсорной информацией». Если у вас когда-нибудь были курсанты, которые в полёте начинали «тупить», то вполне возможно они были просто перегружены информацией. Обучение на этом заканчивается.

В этом же контексте с обучением на земле всё происходит с точностью до наоборот (обратная сторона медали в инструктировании), и такое обучение характеризуется отсутствием ощущений. Отсутствующий взгляд, который возникает у наших курсантов при очень долгом объяснении им важных вещей, скорее всего, есть результат недостатка сенсорной информации. У курсанта задействованы очень немногие, если вообще, хоть какие-то, ощущения. Фактически в такой ситуации восприятие материала очень слабое, если вообще имеет место быть.

Проблема с нынешним подходом к лётному инструктированию состоит в том, что он вынуждает нас работать в одном из этих двух крайних состояний. Решением этой дилеммы могла бы стать такая среда обучения, которая с одной стороны предоставляет такое же богатство сенсорной информации, как в реальном полёте, а с другой стороны обучение происходит в безопасном и удобном для этого месте на земле – другими словами, решение, которое сохраняет достоинства обоих способов, устраняя при этом их недостатки. Это достаточно хорошее описание лётных симуляторов.

Итак, мы учимся через наши органы чувств, однако в полёте доминируют только два наших чувства. На долю зрения приходится 75% всей воспринимаемой информации, а на слух – более половины из оставшихся 25%. Несмотря на имеющиеся ограничения, симуляция полёта в Кондоре отлично воздействует на эти два доминирующих чувства.


Визуализация
На первым шаге в процессе обучения необходимо, чтобы обучающийся понял, «что» нужно изучить. Для восприятия темы нужно, чтобы у курсанта сформировался чёткий ментальный «образ» цели обучения. В реальном полёте мы формируем этот ментальный образ, выполняя «демонстрацию». Мы показывает, они смотрят.

Лётную симуляцию можно использовать, чтобы внедрить подобные ментальные образы в сознание курсанта. Разница, однако, в том, что лётная симуляция значительно превосходит реальный полёт по возможностям визуализации цели для курсантов. Чтобы пояснить свою мысль, давайте я расскажу о возможностях визуализации в Кондоре.

1) Виды
В реальном полёте имеется только одна точка наблюдения за окружающим миром – из кабины. Кондор тоже даёт такую возможность, хотя и с некоторым ограничением поля зрения (подробнее об этом поговорим в следующем выпуске).
Однако, Кондор идёт дальше, предлагая впечатляющие возможности, недоступные в реальной жизни, такие как:
• Внешний вид планера из любой точки вокруг планера
• Фиксированные виды из точек сзади, спереди, с консоли крыла и с киля планера (можно, также, задать дополнительные виды – С.Т.)
• Вид планера с земли
• Вид на планер в полёте с фиксированной точки в пространстве
• Внешний вид буксировщика с любой точки вокруг него
• Возможность приближения/удаления любых видов, описанных выше.
Эти невероятно разнообразные возможности отображения помогают сформировать у курсанта ментальное восприятие цели обучения. Курсант может визуализировать процесс поддержания скорости, координации в разворотах, контроль снижения, положение во время буксировки, процесс выравнивания при посадке, а также массу других важных лётных моментов, и выработать хорошее понимание каждой цели перед тем, как попробовать её в реальном полёте.

2) Пауза
Как лётный инструктор (или курсант), вообразите, что в процессе полёта вы можете просто приостановиться, провести спокойное и информативное обсуждение того, что только что происходило, и затем, по мере готовности продолжить полёт. Именно это вы можете сделать в Кондоре. Эта функция называется «Пауза». Я нередко думал, что если бы у меня была возможность делать паузу в реальном полёте, то мне был бы не нужен лётный симулятор (сейчас я так не считаю).
Кроме того, когда вы уже думаете, что симулятор ничего лучшего вам дать уже не может, оказывается, что в состоянии паузы вы можете использовать все вышеописанные виды. С точки зрения инструктирования это невероятно действенная вещь.

3) Виртуальная реальность
Иногда некоторые утверждают, что в симуляторе вы не можете сделать всего того, что делаете в реальном полёте. Это правда, но есть и контраргумент. Есть вещи, которые вы можете сделать только в симуляторе и не можете в реальном полёте. Вот мой излюбленный пример:
Когда я делаю презентации по применению Кондора для инструктирования, я всегда спрашиваю слушающих меня реальных пилотов, сколькие из них хотели бы получить возможность видеть потоки. Большинство из них с энтузиазмом поднимают руки. Лжецы не поднимают. Франк Пайнтер в предыдущем номере журнала подробно рассказал об этой возможности Кондора – «указателях потоков», поэтому я на ней останавливаться не буду. Достаточно сказать, что в Кондоре вы можете «видеть» потоки – ещё один отличный пример, как симулятор даёт возможность курсанту визуализировать и, таким образом, понять очень важный момент парящих полётов.

Другие возможности виртуальной реальности включают в себя:
• Видимые поворотные пункты:
Дают курсантам возможность визуализации и лучшего понимания навигации в маршрутных и соревновательных полётах.
• Восстановление высоты
Дают возможность курсанту при необходимости получить дополнительно 500 метров высоты, увеличивая продолжительность полёта.
• Консольные дымовые следы
Помогают курсанту визуализировать/проследить траекторию полёта – особенно эффективно в визуализации штопора.
• Восстановление планера
Даёт курсанту возможность восстановить целостность планера, разрушенного большими перегрузками или при столкновении в воздухе.

4) Другие приятные вещи
• В солнечную погоду вы можете увидеть тень планера и тени облаков, движущиеся по поверхности земли (движение теней облаков увидеть трудно ввиду низкой скорости движения – С.Т.)
• Отблески на фонаре кабины изменяются при изменении направления полёта.
• У вас темнеет в глазах при сильных положительных перегрузках и краснеет при сильных отрицательных – конечно, если вы не довели перегрузку до разрушающей и у планера не начали отваливаться детали.

Звук
Следующим за зрением в области восприятия стоит слух. В Кондоре реализован отличный объёмный звук. Например:
• В процессе выруливания буксировщика на ВПП вы слышите, что он перемещается справа налево в вашем поле зрения.
• Звук воздушного потока меняется вместе со скоростью, а также при скольжении и буксировке
• Интерцепторы «бумкают» при сходе с/заходе в фиксированное убранное положение
• Вы слышите движение тяг органов управления при выполнении предполётной проверки
• Крылья скрипят при создании большой положительной перегрузки
• Планер издаёт чертовски пугающий звук, если вы его разбиваете или сталкиваетесь с чем-то
• Звук флаттера элеронов такой, что его трудно забыть
• Колесо издаёт характерный звук, когда вы катитесь по поверхности
• Вы слышите, как работает система уборки-выпуска шасси
Список можно продолжать долго – просто великолепные возможности для программы, стоимостью $60 (у нас - $5 ;) – С.Т.).

Изображение
Визуализация облёта спутной струи

Процедурные тренировки
Когда у курсанта сформировалось хорошее понимание (ментальный образ) того, «что» нужно сделать, следующий шаг – научиться «как» это сделать. В дополнение к обучению всем необходимым лётным манёврам Кондор можно использовать для закрепления сопутствующих процедур – предполётной проверки, предпосадочной проверки, ведения осмотрительности (ведения радиообмена тоже – С.Т.).
В Кондоре прекрасная физическая модель полёта, планер ведёт себя точно так же, как и в реале. Присутствуют все нюансы поведения, такие как обратное рыскание, предштопорная тряска, тенденция к увеличению крена, спутная струя за буксировщиком, эффекты бокового ветра (снос, флюгерный эффект) и реалистичные звуковые эффекты.
Вы можете легко подготовить курсанта до уровня стандартов PTS (стандарты практического экзамена – http://www.faa.gov/training_testing/tes ... standards/ - С.Т.) и даже лучше, перед тем, как начать выполнение всех процедур и лётных манёвров в реальном полёте.

Возможность практиковаться (Вызов №3)
Когда курсанты уже знают, «что» делать и «как» делать, им нужно время и возможность отработать это на практике. Практика позволяет студентам усвоить изученный материал, сделать его частью своего «я», развивая навыки и придавая уверенность в своих силах. Многократное повторение – ключ к успеху. К сожалению, реальный полёт на планере редко предоставляет курсантам достаточное время и возможности для шлифовки вновь приобретённых навыков. В то же время лётный симулятор даёт возможность отрабатывать нужные навыки при необходимости часами. Вместо выполнения одного или двух заходов на посадку в выходной день и последующего 6-дневного бездействия, курсант перед следующим учебным полётом может продумать и выполнить 50-60 заходов и посадок в симуляторе, заданных ему в качестве домашнего задания.
Мы обучаемся делая. Лётный симулятор позволяет нам «делать» больше, и это, возможно, его наилучшее качество.

Управление внешней средой (Вызов №4)
Как я уже отмечал в майском номере, учебная задача на лётный день нередко определяется погодой. В конце концов, вы обучаете тому, что позволяет погода, а не тому, что требуется по программе.
А вот в мире симуляторов у вас есть полный контроль над погодой. Кондор позволяет задать следующие параметры погоды:
• Скорость ветра и её изменение (порывы)
• Направление ветра и его изменение
• Уровень общей турбулентности атмосферы
• Высоту нижней кромки облаков (используя простой и элегантный графический интерфейс, показывающий пересечение линий температуры воздуха и точки росы с увеличением высоты)
• Высоту инверсии (высота инверсии ниже точки пересечения линий температуры и точки росы = голубой день)
• Силу потоков и её разброс
• Ширину потоков и её разброс
• Активность потоков (частота образования)
• Турбулентность потоков

Опять же, с точки зрения инструктирования это просто бомба. После определения учебной задачи вы просто создаёте идеальные метеорологические условия для обучения по этой задаче.
Если управления погодой недостаточно, то Кондор позволяет задать и другие параметры внешней среды:
• Выбор местности
На карте, поставляющейся вместе с Кондором, имеются равнинные, холмистые и гористые участки. Имеются возможности для выполнения полётов в термических потоках, потоках обтекания и волновых потоках. Равнинные участки обеспечивают ровный горизонт, что важно при первоначальном обучении.
• Способ запуска
Поддерживается взлёт на буксире и старт с лебёдки. Полёт на буксире очень реалистичен, включая даже турбулентность в спутной струе. На заданной высоте буксировщик даёт сигнал на отцепку.
В Кондоре, также, возможен старт в воздухе. Вы просто начинаете полёт на заданной высоте над аэродромом – этакий идеальный самозапуск.
• Покрытие ВПП
Имеются аэродромы с грунтовой полосой, твёрдой полосой, а также с двумя параллельными полосами обоих типов.
• Тип планера
В зависимости от целей обучения можно выбрать следующие типы планеров:
o Учебный класс: ASK-13 для первоначального обучения
o Стандартный класс: например, ASW-28 для первоначального маршрутного обучения
o 15-метровый класс: например, ASW-27 как более сложный аппарат и для соревнований
o Планеры 18-метрового и открытого классов
o Аэробатика – MDM-1 Fox

Изображение
Слишком низкий первый разворот – что теперь?

Дополнительный лётный опыт (Вызов №5)
Лётные симуляторы позволяют нам существенно расширить и углубить получаемый курсантами лётный опыт – очень выразительно поставить их в ситуации, с которыми они в реальных полётах сталкиваются очень редко или не сталкиваются вообще. Многие из этих ситуаций либо слишком опасные, чтобы отрабатывать их в реальных полётах, либо для них просто нет условий на данном аэродроме. Это такие ситуации, как:
• Распознавание сваливания и вывод из него (особенно на малой высоте, на 4м развороте)
• Полёты в потоках обтекания
• Полёты в волновых потоках
• Самоотцепки
• Выпаривание в потоке с другими планерами
• Посадки с попутным и сильным боковым ветром
• Дотягивание до аэродрома

Глубина получаемого опыта приходит с повторением в различных вариациях – многократно распознавая ту или иную ситуацию, определяя варианты действий, принимая решение, выполняя избранный план действий и оценивая результат.

Свобода от ограничений по пространству и времени
Нынешний способ инструктирования серьёзно лимитирует нас в том, что мы можем выполнить, имея пару часов на курсанта за один выходной день на аэродроме с небольшим количеством учебных планеров, небольшим числом инструкторов, с одним (а если повезёт, то с двумя) буксировщиком. И это если ещё не подведёт погода.

Лётный симулятор снимает эти ограничения. Курсанты теперь могут проводить столько времени, сколько сами смогут выделить, на овладение навыками в любом месте, где можно запустить Кондор. Для них всегда есть свободный планер, буксировщик всегда ждёт только их, погода всегда такая, которая должна быть по мнению инструктора.

Моим первым курсантом в Кондоре был 39-летний программист, которого зовут Грег Фулмер. Я проводил с Грегом двухчасовые планерные лётные тренировки по утрам вторников по телефону, одновременно запуская Кондор, он – в Бостоне, штат Массачусетс, а я в Мэдисоне, штат Висконсин. Примерно через год такого «кибер-инструктирования» Грег прилетел в Висконсин, где мы за два дня выполнили девять реальных полётов на планере для того, чтобы проверить, как такое инструктирование при помощи симулятора покажет себя в реальных полётах. Предыдущий лётный опыт Грега состоял из двух демонстрационных полётов на планере, выполненных 3 года назад. Второй полёт (после обучения – С.Т.) на SGS-233A он выполнил полностью самостоятельно. В последующих полётах он продемонстрировал блестящее владение планером. При наличии у него курсантского сертификата я бы серьёзно рассмотрел возможность выпустить его самостоятельно.

На этом я сегодня закончу.


В следующий раз
В следующем выпуске Уголка Кондора, посвящённом инструктированию, мы посмотрим, как найти место для лётных симуляторов в общей программе планерной лётной подготовки. А пока присылайте свои ваши мысли и предложения. smanley@wisc.edu



Скотт Манлей (Scott Manley) владеет и периодически летает на планере DG-303. На оборотной стороне его пилотской лицензии написано: Коммерческий пилот: однодвигательный самолёт, полёты с земли и воды; полёты по приборам; планер. Он живёт в Мэдисоне, штат Висконсин и летает как коммерческий пилот, лётный инструктор и лётчик-буксировщик в клубе Sylvania Soaring Adventures в Белойте, Висконсин.
Вложения
4-2.JPG
4-1.JPG
twww
 
Сообщения: 1958
Зарегистрирован: 22 окт 2008, 19:03
Откуда: г. Санкт-Петербург
Полное имя: Сергей Тимановский
Соревновательный номер: TSD
Condor Club ID: 19

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron