СТАТЬИ
     
 
Золотое серебро
 
     
 
Сергей Капицын, г. Москва
 
 

Вы любите ридж?
....Я - очень люблю.
....Во-первых, за предсказуемость. В отличие от термиков, которые то ли будут, то ли нет, то ли под тем облаком, то ли над той горкой, ридж есть всегда и везде, где есть ветер хотя бы 5-7 м/с и какой-нибудь склон поперек ему.
....Во-вторых, в ридже можно лететь быстро. Нет, не с максимальной скоростью, которую способен выдержать планер, а действительно быстро. То есть, с высокой средней скоростью по маршруту. Потому что не надо останавливаться для набора. Летишь себе и летишь, а ридж тебя держит и держит.
....Стоит ли говорить, что свое "серебро" в Кондоре я решил лететь именно по этому этому маршруту. Изучив сам маршрут и результаты на Эфемирайде, я плотоядно ухмыльнулся, предвкушая легкую и чистую победу над "этими лохами", которые умудряются 57 километров летать за 30 с лишним минут. Пилот я был уже опытный, налетавший в Silent Wings десятки часов и уже ходивший там на "брильянтовые" маршруты. Эх, знал бы я тогда, что не все так просто...

По табели о рангах на Эфемирайде выходило, что для того чтобы побить лидера (у меня тогда еще стояла версия 1.0.9), мне надо было держать на всем маршруте скорость не меньше 120 км/ч.
Совершив небольшую "разведку боем", я убедился, что даже на ASK-13 можно смело держать 130 км/ч на всем маршруте. Первое место, считай, в кармане! А так как мне нужно еще сделать набор 1000 метров и время в полете не менее часа, то за 30-40 минут я успею запастись хорошей высотой и пролечу даже быстрее.
....Взлетаем, отцепляюсь, уверенно карабкаюсь по отрогам к вершине, где нахожу лифт +5 над эдаким "зубом" и выкручиваю над ним до 3500. Вах!
....Смотрю на часы: за этими приятными делами незаметно промелькнуло 35 минут. Можно и стартовать. Морду в пол, шуршание ветра переходит в рев, стрелка спидометра подпрыгивает до 150, изящной дугой огибаю стартовый маркер... Э-э-э... А где сообщение о старте таска? Это так и должно быть? В смысле, что сигнала быть не должно?
....Впрочем, чего уж рассуждать, теперь только вперед! Планер гулко режет уплотнившийся воздух, продирается сквозь него, стрелка вариометра упала вниз, альтиметр бодренько раскручивается против часов. На минуту закрадывается сомнение: уж не переборщил ли со скоростью? Хотя, сейчас ридж еще не работает, высоковато я лечу, а потом вертикалка должна уменьшиться. Посмотрим. В конце концов, по пути два аэродрома, в случае чего будет куда упасть.
Но я все же кошусь на альтиметр. Позади четверть маршрута, а высота уменьшилась уже на километр. Статистика не в мою пользу... Обхожу пару облаков, потому что не помню, начисляются ли за них пенальти в этом таске, склон все ближе, и вариометр начинает постепенно отклоняться вверх. Скорость прежняя, а вертикальная уменьшилась до -2. Лихорадочно прикидываю: примерно половина маршрута позади, значит лететь еще не более 15 минут, это 900 секунд или -1800 метров. У меня примерно 2000 метров высоты, и с учетом того, что дальше ридж будет держать еще лучше, есть вполне определенная надежда долететь. На крайняк сброшу скорость до 120-130. Я и так уж слишком разогнался, можно и попридержать на финише.
....Вскоре альтиметр вообще начинает качаться от -0,5 до -1,5, временами даже выскакивая в плюс. Я окончательно успокаиваюсь и местами притапливаю до 160. Вот уже и аэродром назначения, его положение по отношению к планеру уже не вызывает сомнения, что долечу. И через несколько минут я со свистом проношусь над финишными воротами. Тэ-э-эк... Где аплодисменты? Где цветы, музыка? Где длинноногие поклонницы наконец?! Я ж первый! Я всех порвал, один остался!
....Вот именно - один. Никто меня не встречает и никто и не думает фиксировать мой рекорд. ....Прокатился, парнишка? Молодец. Поставь планер вот здесь и свободен...
- А как же?.. Впрочем, сам виноват. Ведь знал же, что таск не стартовал! Ладно хоть время и набор 3000 (это для серебра-то!) мне засчитали.

Злой, но полный решимости все-таки показать фигу проклятым буржуинам, поднимаюсь еще раз. Разумеется, торной дорожкой ходить легче, и на свои законные 3500 я попадаю намного быстрее, чем в первый раз. Опять пытаюсь стартовать. Опять не стартую. Что за?!..
....Начинаю экспериментировать. Выясняю, что таск стартует только при включенной галке Allow PDA, хотя самим PDA в кабине учебно-боевого планера и не пахнет. Ладно, включаю галку, забираюсь еще быстрее и уже на 3700, лечу, таск наконец стартует, ура, на дистанции веду себя нагло, потому что уже долетел один раз, поэтому тупо жму 140-160, уже ничего не прикидывая и не рассчитывая. Наконец-то слышу аплодисменты на финише, гордо садю свой воздушный крейсер на полосу и пытаюсь заапрувить на Эфемирайде свое вИсокое достижение. Шиш! Не апрувят. Нефиг, говорят, было своими шаловливыми ручками галки трогать!
....У-у-ух-х-х, как я разозлился! Был бы хацкером, ей-ей взломал бы трек и галку поганую убрал бы. Но я не хацкер, увы. Да шо ж вам надо-то, буржуины проклятые! Без галки - таск не стартуется, с ней - трек не апрувится! Куда ни кинь - ...

В бешенстве лезу на Эфемирайд и... Когда ничего не помогает - прочти инструкцию! Оказывается, все контрольные точки надо "фотографировать" клавишей "S"! Все, блин, по-честному, все, трам-парарам, как в жизни!
....Самое смешное, что на следующий же день здесь появляется статья Павла Ланских, который в частности пишет и об особенностях старта таска на планерах, не оборудованных навигационной системой. Ну вот бывает же! :)

Уже почти без сил, но поднимаюсь еще раз. Еще быстрее заползаю на горку, поднимаюсь уже до 4000 (оптимизировался, блин!) и с ревом и топотом прохожу маршрут. Засылаю трек. Наконец мне его - ура! - засчитывают и...

ЭТО ЧТО?
....Почему восьмое место???
....Почему средняя скорость на маршруте 67 км/ч?!! Почему больше 50 минут на дистанции??!!
....Это нечестно!!!
....Я ж ее просвистел за 20 с копейками минут!!! SeeYou это подтверждает!
....Да что ж за напасть с этим таском?!

Ответ я получаю на следующий день: внимательнее надо читать условия. А там черным по аглицки: Start time window - Regatta.
....Regatta!
....Это значит, что время начинает тикать сразу, как открылось стартовое окно! А оно открывалось аккурат после первого набора. А я после этого еще по пол-часа карабкался в гору. Альпинист хренов!

....Эх-х-х, опять все сначала!
....Пробуем. А чтобы не было скучно, ставлю себе в пару себя же любимого, альпиниста.

 
 
Иногда после старта можно увидеть и такую картину. А ведь в реале иногда так летают: несколько планеров за одним буксировщиком!
 
 

Альпинист отцеплятся на несколько секунд раньше и на пару сотен метров ближе к склону, но я, ощущая приятное унутреннее удовлетворение, вскоре бодренько обгоняю его в наборе. И тут подоптимизировался! Хорошо!
....Едва заканчиваю первый набор, как слышу "сигналы точного времени" и рву к страту. Ага, "рву". 130 км/ч. Гонщик... Зато на такой скорости планер сильно не проседает, и я даже умудряюсь подскребать слабенькие рижди по дороге. В таких условиях и +0,5 - подарок...
....К старту подхожу на 700 метрах, кладу планер набок, фоткаю планету, таск стартует, морда вниз - и 150 на спидометре. Почему опять 150? Потому что для такой скорости МС примерно равно 3,5, а по дороге есть пара вкусных пятиметровых лифтов, на которые я и рассчитываю.
....Уходя на дистанцию, бросаю взгляд через плечо: альпинист еще даже не показался над вершиной. Ну-ну...
....По дороге временами поднимает даже на такой скорости. Еще бы: теперь я лечу по склону, а не над ним. Впрочем, все ниже и ниже... Вот уже и Sion с его веселыми парапланеристами на траверзе, только в прошлые разы я смотрел на них сверху вниз, а теперь кое-кто из них уже проецируется на фоне неба... Высоты-то у меня осталось всего 500 метров... Где же этот чертов термик, пора бы ему уже... 450 метров... 420 метров... 400! Вот черт! Так и хочется сбавить скорость, но я упорно держу 150. И вот наконец меня подбрасывает так, что скрипит все: и планер, и я. Ручку на себя, боевой разворот, и я пытаюсь нащупать ядро. Однако, поток узкий и кривой, сцентрироваться не удается, еще и близость склона вносит свои коррективы. Однако, до 950 с грехом пополам все же выскребаюсь. Дальше то ли лифт сдыхает, то ли я его теряю. И пес с ним! До второго должно хватить. В развороте вижу "альпиниста", который наконец выкарабкался на вершину и навивает над ней спирали. Чао, бамбино! Нас не догонят! И я опять тыкаю планер мордом вниз...
....Ко второму лифту прихожу еще ниже, поэтому начинаю с +3 и лишь потом, через несколько "восьмерок" в опасной близости от устрашающего вида скалы, он дорастает до +5. И то постоянно из него вываливаюсь. Конкурент наконец ломанулся вниз и устремился к старту. Лети-лети, голубок! Нам тут только долет остался, на пять минут разговору...
Я продолжаю полет, хотя и вижу, что на этот раз ухожу на долет намного ниже предыдущих попыток. Благоразумно сбрасываю скорость до 130, потом до 100, потом до скорости максимального качества. И все равно не долетаю! Как обидно! Или все же долетаю? Хотя нет, не долечу. Метров 100 не долечу.
....Но я, больше на силе воли и злости, чем на качестве планера, все же дотягиваю до траверза финишного створа, и в тот момент, когда долет постепенно переходит в докат, а я ловлю левым крылом финиш, чтобы сфотографировать (как потом оказалось - зря), раздается треск, и мое правое крыло остается лежать около ангара (понастроили тут, уроды!).
....Сказать, что я расстроился - не сказать ничего. Сидел в шоке, а в голове билась одна мысль: так не бывает. Это не со мной!

На часах - 38:06. Один фиг - рекорда бы не получилось. И не получится. Даже если упрусь рогом, за 30 минут я не пролечу. На две-три минуты можно улучшить время, но вряд ли больше...
....Стоп! Минуточку... Для патча 1.1.0 лучшее время как раз 36 минут с копейками. Это можно попробовать!
....Устанавливаю патч.

Но как наскрести эти две минуты? На чем оптимизироваться? На наборе - не получится. Я уже выдавливаю из него все, плюс-минус пять секунд. На пути к старту - тоже вряд ли. А вот как я обрабатывал термики на маршруте - мне не понравилось. А может, и не обрабатывать их? Лететь потише, экономить высоту, держаться повыше, где потоки уже набрали силу? Может, эта тактика более верная? Ну-ка, ну-ка...
....Запускаю флайт. Конкурент - предыдущий трек, по нему сразу будет видно: выигрываю или проигрываю. Ну и альпинист до кучи. Не бросать же его...

 
 
.
Буксируемся. Красный - альпинист. Зеленый - предыдущая попытка. Синий - текущая.
Проигрываю еще до старта. Немного, но проигрываю. Абыдна...
 
 

Отцепляюсь (как обычно!) чуть позже и дальше от склона, начинаю догонять противников, в азарте пару раз срываюсь, чуть не гроблю планер и отстаю секунд на 20. Черт! Выскребаюсь наверх, слышу пиканье таймера, вижу как конкурент уже ломится к старту, обходя гряду и подбирая риджи на ней. Отставать не хочется, хочется наверстать, поэтому сдуру и от отчаяния решаю срезать. Как ни странно, моя безумная попытка увенчивается успехом, и я выхожу супостату в хвост.

 
 
.
Пол-минуты назад открылся старт, и наши пути-дорожки расходятся: альпинист (красный) полез в гору набирать свои 4000 метров, конкурент (зеленый) облизал в последний раз склон (не видно, потому что хейтмап не слишком точный) и направился к старту, я (синий) ломанулся напрямую, рискуя провалиться в синк или попасть в ротор.
 
 

Теперь нас разделяет всего несколько секунд, стараюсь облизывать склоны еще более аккуратно, с тем чтобы еще сократить разрыв. Кажется, удается.

 
 
.
Вылетаем "из-за угла" к старту. Разрыв минимален, идем практически ноздря в ноздрю...
 
 

Вынырнув из-за последнего угла на стартовую прямую, отпускаю конкурента с богом, удерживая 110-120 км/ч и экономя высоту. В результате, хотя и подхожу к старту секунд на 20 позже, зато метров на 100 выше, и сразу же прилипаю к наветренному склону.

 
 
.
Еще по пути к старту становится видна разница в тактике: конкурент летит быстрее на 15 км/ч, но уже на 100 метров ниже!
 
 

Ого! Как здесь, оказывается, держит! 130 кымыче почти не теряя высоты. А иногда даже набирая! Конкурент постепенно удаляется, но не настолько быстро как я ожидал, зато прямо на глазах теряет высоту. А я "дельфиню", разгоняясь в тех местах, где не держит, и притормаживая там, где варио весело сигналит подъем. Печенью чувствую, что я уже у него выигрываю, и выигрываю прилично! Ура-ура-ура! Жизнь, похоже, налаживается!

Разница становится все более очевидной. Я немного приотстал, зато выигрываю уже 300 метров высоты!
 
 

Вот конкурент наконец встает в первую спираль. Но не успевает он сделать и двух витков, как я уже плавно проплываю метров на 150 выше. Счастливо оставаться! Может, догонишь еще... Да почти наверняка догонишь... Ща как ломанешься...

 
 
.
Конкурент наконец встал в спираль. Но уже поздно: я пролетаю мимо. НАД ним.
Закончил спиралить. Но за это время я успел оторваться на 3 с лишним километра.
 
 

Лечу дальше. Жду. Конкурент не показывается. Ёшкин тузик, да что он там себе думает? Я уже почти долетел до второго пятиметрового лифта, а Германа все нет... Наконец конкурент рисуется внизу. Очень внизу. Я, конечно, помню, что здорово просел в этом месте, но все, как говорится, познается в сравнении. С моего нынешнего положения это выглядит ужасно. Ему меня не догнать. Никогда. И это хорошо!

 
 
.
Ценой чудовищной потери высоты конкурент все же догнал меня. И даже немного вырвался вперед. Но это в последний раз...
 
 

Притормаживаю в уже окрепшем на этой высоте потоке и иду на долет. Опять жду когда же меня обгонит соперник. Но он, бедняга, безнадежно отстал.

 
 
Я уже иду на долет, а конкурент до сих пор барахтается в слабом потоке. Альпинист наконец бросил навивать спирали и помчался к старту. Прямо скажем, немного поздновато...
Конкурент наконец набрал высоту и идет даже чуть выше меня. Но нас разделяет 7,5 километров, и такой разрыв уже не ликвидировать... Скажем проще: я вдвое ближе к финишу, чем он.
 
 

Иду вполне неплохо!
....Смотрю на часы: 32 минуты. А аэродром - вон он, уже рядом! Две-три минуты - и я финиширую!
....Душа поет и пляшет, а часики бодро отсчитывают минуты. Уж очень быстро отсчитывают. Эй, вы что?! Я никогда в жизни не видел, что вы умеете так быстро ходить! 33 минуты... 34... Аэродром наползает ме-е-едленно-ме-е-едленно, хочется придавить нос, но тогда есть опасность недолететь. И так, судя по всему, впритирочку подойду, как бы опять докатыватся не пришлось... 35 минут! Да вы что! Прямо какая-то местная временнАя аномалия! Часы идут в два раза быстрее положенного!
....36 минут!!! А-а-а-а! Сколько там было у конкурента на Эфемирайде? 36 с копейками. С какими копейками? Не помню. А сейчас все от этих копеек и зависит. Да скорей же, черепаха чертова!

Пошла 37-я минута после открытия старта. Сейчас все решают секунды...
 
 

Тащусь над полосой, такое ощущение, что финиш почти не приближается. Секунды теперь сочатся ме-е-едленно-медленно, едва-а-а-едв-а-а-а, как песок в испорченных песочных часах.
....Ну же! Ну! Ну!!!
....Так и хочется выскочить из планера и дать ему хорошего пинка, скотине ленивой.
....Ч-ш-ш-ш-ш!!! Task finished. Аплодисменты. Сажусь. Руки трясутся. Из-под трекировской бейсболки стекают струйки пота. Выдыхаю. С колотящимся сердцем загружаю на сервер трек, жду...
....Бах!

 
 

You are at the position #1, тыры-пыры, трали-вали... От экс-лидера меня отделяет всего пять секунд! Вернее, теперь уже его от меня отделяют пять секунд. Постепенно, потихоньку доходит. Я все-таки сделал это!
....Сижу оглушенный, слегка кружится голова. Так вот ты какое, головокружение от успехов! :)

Ну и напоследок парочка выводов, которые я сделал для себя из этого приключения:

- внимательно анализируй задачу и условия на маршруте;
- лучше спокойно пролететь риджевый маршрут с постоянной скоростью, держась повыше, в самых сильных потоках, чем устраивать спринт, а потом становиться в спираль в дохлом понизу лифте.

....Время на центрирование, ошибки в удержании и малая начальная скорость потока съедают весь выигрыш.

Ну вот и все. Удачных вам полетов. Ну а я пошел за "золотом". По какому маршруту? Вы еще спрашиваете! По риджевому конечно!