СТАТЬИ
     
 
Использование PDA
 
     
 
Сергей Тимановский, г. Санкт-Петербург
 
  .  
 

Итак.
....Подготовку к удобному использованию PDA нужно начинать ещё во Flight Planner'е. Дело в том, что PDA отображает ту же карту, которая выбрана во Flight Planner'е. А карты бывают разные. Вот как они могут отличаться.

 
 
.
Из этих же скринов должно быть понятно, как эту самую карту выбрать.
 
 

Теперь экраны PDA.

Экран 1

 
 
Здесь отображается карта маршрута (экран 1)
Здесь отображается карта маршрута или просто сам маршрут (экран 2)
 
 

Карта всегда ориентирована севером на север, иконка планера отображается в соответствии с текущим курсом. На карте и маршруте показан сам маршрут, сектора старта, финиша и поворотников, а также запретные зоны. Включение этого экрана и включение/выключение карты выполняется нажатием на клавишу "1" основной клавиатуры.
....Карту и маршрут можно увеличивать и уменьшать клавишами Page Up и Page Down.

 
 

Экран 2

 
 
 
 

Показывает графически пеленг на поворотный пункт - жирная чёрная точка за полукруговым сектором и ряд навигационных параметров:

BRG (bearing) - пеленг на поворотный пункт
....HDG (heading) - текущий курс (обратите внимание на показания компаса на картинке "экран 2")
....DIST (distance) - расстояние до поворотника
....VMG (velocity made good) - скорость приближения к поворотному пункту. Если летите под 90° к направлению на ПП, то VMG будет 0
....TTG (time to go) - расчётное время нахождения в пути до поворотника.
....ETA (estimated time of arrival) - расчётное время прибытия на поворотник.

 
 

Экран 3
....Отображает графически положение поворотного пункта относительно траектории планирования, а также ряд параметров при заданном МС.

Поворотный пункт отображается красным кружочком. Траектория планирования - перекрестье вертикальной и горизонтальных линий. Если поворотный пункт (кружок) ниже перекрестья, то при заданном МС доходишь до поворотника, если следовать указаниям оптимизатора. Если кружок выше перекрестья, то не доходишь - нужно либо уменьшать МС, либо добирать высоту.

Отображаемые параметры:

МС - заданное значение МС.
....DIST - расстояние до поворотника.
....DH - превышение (относительная высота) над поворотником.
....DDH - расчётная относительная высота прибытия на поворотник для заданного МС, если следовать указаниям оптимизатора.
....TTG и ETA - то же, что и на 2м экране.

 
 

На нижеследующем экране можно посмотреть всю эту информацию не только для ближайшего, но и для следующих поворотников по маршруту. Переключение между поворотниками выполняется клавишами Page Up (следующий поворотник) и Page Down (предыдущий поворотник). Относительный номер поворотника, по которому отображается информация, высвечивается в левом верхнем квадранте "указателя угла планирования".

 
 
 
 

Настоятельно рекомендуется просматривать следующие поворотники, особенно ближе к финишу, чтобы не перебрать высоты для долёта. Бывает, что долёт нужно начинать ещё до прохода последнего, а то и предпоследнего поворотника.
....Ещё полезно периодически посматривать DDH для финиша. По его значению можно оценить количество наборов, которые придётся сделать до финиша. Например:

- кромка 1500 м
....- база потоков 800 м.
....- DDH до финиша - -2100м.

Таким образом за один "полный" набор (с 800 до 1500 м) можно взять 700 метров высоты. До финиша не хватает 2100 метров высоты. Таким образом, до финиша нужно выполнить 2100/700 = 3 полных набора. Или, соответственно, 6 "половинных" наборов по 350 м.

 
 

Экран 4
....Графически отображает траекторию планера и его скороподъёмность - картинка.

 
 

Красные участки траектории - набор высоты, синие участки - потеря высоты.
....Кроме этого отображается средняя скороподъёмность в потоке за заданный период времени (Setup->Options->"Averager time constant").
....Повторным нажатием на клавишу "4" основной клавиатуры отображается направление и сила ветра - картинка

Повторным нажатием на клавишу "4" основной клавиатуры отображается
направление и сила ветра .
 
 

Здесь так же, как и в первом экране можно изменить масштаб клавишами Page Up и Page Down.